4 июля 2020 года исполнилось 205 лет со дня рождения Павла Андреевича Федотова
4 июля 2020 года исполнилось 205 лет со дня рождения Павла Андреевича Федотова. Судьба – большая любительница играть шутки, над которыми впору и улыбнуться, и поплакать. Беспрецедентным случай, когда художник Павел Федотов, не имея специального образования, удостоился звания академика живописи и на века вошел в историю русского искусства своими жанровыми сатирическими картинами, произведшими фурор в средине XIX столетия. Он родился в благополучной московской семье титулярного советника 4 июля 1815 года. В отличие от множества талантливых детей, чьи способности развивались родителями с раннего детства, маленьким Павлом никто не занимался.
В 11 лет его отдали в Московский кадетский корпус, где Павла сразу же полюбили за веселый, общительный нрав, доброту и остроумие. И, кроме того, обладая незаурядной зрительной памятью, позволяющей легко запоминать любой материал, Павел стал одним из лучших учеников. А вот на уроках рисования мальчишка слыл беспросветным лентяем. Ему было не до геометрических моделей, которые нужно было изображать. Куда больше его привлекали история с географией. Однако лучше всего у него получались карикатуры, которые он рисовал на преподавателей и своих товарищей на полях своих тетрадей. Его юмор был весьма тонким и точным, поэтому никто не был на него в обиде. К тому же юноша великолепно пел и аккомпанировал себе на гитаре, сочинял романсы, писал стихи и всегда был душой компании.
В 19-летнем возрасте, получив чин прапорщика, Федотов был направлен в Санкт-Петербург для службы в Финляндском полку. Столичная жизнь в корне перевернула судьбу и помогла раскрыться удивительному самобытному таланту Половину своего офицерского жалования Федотов отправлял в Москву своему престарелому отцу и сестре, поэтому средств на светскую жизнь у юноши уже не оставалось. И от нечего делать он начал рисовать. Их полк был расквартирован невдалеке от Академии художеств и Федотову удалось получить билет на посещение вечерних рисовальных курсов при учебном заведении, где он осваивал академический рисунок.
Однажды в 1837 году их полк посетил младший брат императора – князь Михаил Павлович. Под впечатлением этого события Павел Федотов создает акварельную работу на картоне «Встреча великого князя», увидев которую, князь пожаловал офицеру-художнику бриллиантовый перстень. А император, которому доложили о талантливом военном дал тому разрешение покинуть службу и стать живописцем при ежемесячном содержании в 100 рублей. Это, без сомнения, заманчивое предложение поступило в 1837 году, но лишь спустя четыре года Федотов решился уйти в отставку.
После казарменных будней с их четким регламентом и порядком жизнь вольного художника оказалась тяжким бременем для молодого живописца.
Павел Федотов метался между курсами и написанием портретов, пытаясь восполнить пробелы в теории. По крупицам – из однажды увиденного, работ преподавателей, собственных ранних набросков – сложился определенный стиль, которому художник оставался верен до конца жизни.
Представители всех слоев общества и становились объектами его добродушной сатиры.
Жанровая живопись – вот, что воистину стало его коньком. До этого мало кому приходило в голову запечатлеть человека в наиболее естественных для него интерьере и ситуации. И здесь он в полной мере нашел собственное призвание.
Картины «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер» получили высокие оценки от членов Академии художеств. Павел Федотов обнаружил ту сатирическую жилку, что наполнила жизнью полотна, придав им дух времени благодаря деталям интерьера, позам и живости лиц.
Чтобы подробнее познакомиться с жизнью и творчеством этого замечательного художника, приходите к нам в библиотеку.
В читальном зале вас ждет книга Эраста Кузнецова «Павел Федотов» из серии ЖЗЛ, М., 2014 г. и книга Г.А. Загянской «Павел Андреевич Федотов», М., 1977 г., содержащая большое количество цветных иллюстраций; а на абонементе возьмите книгу О. Ушаковой «Великие художники: Справочник школьника», изданную укрупненным шрифтом и записанную на кассету. Последовали ставшие знаменитыми впоследствии «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Сватовство майора», картины, названные шедеврами мирового искусства. На выставках к этим полотнам даже подойти было трудно. Толпы зрителей окружали его творения с утра до вечера.
В средине XIX века было откровением увидеть на холсте не государей императоров, прославленных военачальников или, на худой конец, античных божеств, а собственных современников — заурядных, смешных и таких узнаваемых. Обласканный критиками, Федотов получал заказы и с упоением искал новые темы и сюжеты. Шел 1951 год. Первые тревожные знаки появились спустя несколько месяцев, после написания «Игроков». Быть может, иссяк отведенный ему запас удачи. А может, тому предшествовали другие причины, о которых мы теперь уже никогда не узнаем. Федотов больше не мог работать. Причиной было стремительно ухудшавшееся здоровье: головные боли не давали сосредоточиться, падало зрение. Вскоре друзья 37-летнего живописца начали замечать в нем все признаки душевного расстройства. Лечение в специализированной клинике не дало должного эффекта.
14 ноября 1852 года Павел Андреевич скончался. За короткую и ослепительно яркую жизнь Федотов успел многое. Помимо своих полотен он оставил множество набросков, заметок и литературных произведений, которые так и не успели увидеть свет. Федотов был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1936 г. прах перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).