+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости1 июня – 100 лет со рождения Бориса Можаева

1 июня – 100 лет со дня рождения писателя, мастера деревенской прозы Бориса Можаева (1923–1996)
Сегодня Бориса Андреевича Можаева почти не читают. Но было время, когда его книги гремели на всю страну. Они, наверное, не были хорошо прописаны и отточены. Изящная словесность никогда не была сильным местом Можаева. Он умел брать другим – остротой и смелостью.
Произведения Можаева посвящены русской деревне в советское время, он писал о «тяжелейших и несправедливейших испытаниях», что выпали на ее долю. При этом о деревенских жителях он повествует свободно, с житейским юмором и озорством, но без повторов. Прототипы многих литературных героев – из рязанской глубинки, откуда родом он сам (село Пителино).

Первые статьи Можаева были опубликованы в 1949 году, однако путь к широкому читателю занял у него еще полтора десятка лет. Прозу Можаева не спешили публиковать – он довольствовался редкими рассказами и повестями, которые все же проходили в печать.

На страницы произведений писатель переносил свою главную боль и любовь – русскую землю и ее судьбу. Недаром это слово проскальзывало едва ли не в каждом заголовке его ранних очерков: «Земля ждет» (1961), «Земля и руки» (1964), «Эксперименты на земле» (1964). Этой же теме посвящено и следующее его произведение – повесть «Полюшко-поле» (1965).

Характерной особенностью прозы Можаева стали сильные герои – его современники, которые вне зависимости от рода деятельности отличались крепким стержнем и умением жить по совести. Крестьяне, художники, агрономы, охотники, милиционеры – такова пестрая палитра профессий, будни которых освещал в повестях и рассказах Борис Андреевич. Так, в повести «Из жизни Федора Кузькина» (1966) нарисованы картины жизни деревни 1950-х годов, создан образ крестьянина – человека прямого, честного, работящего и выносливого, умеющего побеждать разнообразные жизненные трудности, не поступаться своим человеческим достоинством и убеждениями.
Как добиться, чтобы «сделать всех хозяевами»? Как «устроить так, чтобы каждый человек выгоду видел и хозяином своего дела был», чтобы человек и земля были связаны «и по любви и по расчету»? Таковы «проклятые вопросы» Бориса Можаева, ими мучаются герои его очерков и повестей. Они ищут ответы на них не в сфере абстракций, но на реальной, бренной земле, на пересечении моральных и материальных стимулов труда. Скажем, в той или иной системе организации труда в советское время, в системе звеньев, например, когда коллектив берет на себя моральную и материальную ответственность за полный цикл сельскохозяйственных работ, ставит материальную оплату в прямую зависимость от результатов этого коллективного труда.

Параллельно с написанием прозы Можаев создавал сценарии фильмов, самым известным из которых стал детектив «Хозяин тайги» (1968) с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким в главных ролях.
Одним из лучших произведений Можаева стал роман-хроника «Мужики и бабы».

Первая книга написана в 1972—1973 годах, опубликована в 1976 году; вторая книга написана в 1978–1980 годах и опубликована лишь в 1987 году.

Появление второго тома «Мужиков и баб» в начале перестройки в «Доне» вызвало у партийных функционеров шок.

Бывший секретарь Ростовского обкома КПСС Михаил Тесля вопрошал: «Как могло случиться, что на родине М.А. Шолохова, роман которого “Поднятая целина” о коллективизации стал настольной книгой во многих странах мира, в журнале “Дон” появился грязный пасквиль, политическая клевета на коммунистов, на коллективизацию? Я имею в виду так называемое произведение Можаева “Мужики и бабы”, в котором на каждой странице высказывается обида, злопыхательство на коммунистов. Здесь он переплюнул даже Солженицына… Некие Самсоновы и им подобные, типа Можаевых, пытаются перечеркнуть историю, роль коммун, партии в период коллективизации, индустриализации и во время Отечественной войны. Но очень странно – почему журнал “Дон” включился в эту свистопляску в числе первых? И какова позиция обкома партии в этом?!»
Сюжет этого произведения основан на реальных событиях и разворачивается в 1929 году, во время очередного перелома в отечественной истории, когда началась кампания по раскулачиванию и коллективизации.

Устоявшиеся веками мир патриархальной русской деревни рушится на глазах, но не все готовы с этим мириться. Главный герой, Андрей Бородин, не может терпеть творящейся на его глазах несправедливости, когда под маркой борьбы с кулаками грабят его односельчан, целые семьи ставят на грань голода и закрывают церкви. Рискуя собой и своей семьей, он сопротивляется системе, то отказываясь выполнять преступные приказы и участвовать в дележе чужого добра, то помогая бегущим из колхозов крестьянам.

Наконец он становится свидетелем безнадежного бунта, вызванного отчаянием. Когда звучат выстрелы и гибнут знакомые с детства люди, он в очередной раз оказывается перед необходимостью жестокого выбора.

А вот такую характеристику роману «Мужики и бабы» дал критик Игорь Золотусский. «Роман Бориса Можаева силен не своими мыслями, а картинами, – писал он в обзорной статье «Проза-87: свет и тени». – Мысли его – а автор часто переходит на язык прямого разговора с читателем – политизированы, в лучшем случае олитературены, полны ссылками на споры русской классики, споры XIX века. Борис Можаев эти споры осовременивает, вкладывает их в уста деятелей тридцатых годов, но это говорят не начальник милиции Озимов, учитель Успенский или секретарь комсомольской ячейки на селе Мария Обухова, а московские интеллигенты шестидесятых годов, которые впервые в те годы открывали для себя Достоевского, открывали “Бесов” и проблематику “цели” и “средств”».

Между тем в 1989 году роман «Мужики и бабы» был удостоен Государственной премии СССР.
«Мужики и бабы» – история кооперирования крестьянства, история тяжелых проб и ошибок, история теоретических поисков и споров, острой и бескомпромиссной идеологической борьбы, история политических столкновений, в том числе и вооружённых. 

В 1989 году в Москве в издательстве «Художественная литература» вышло четырехтомное собрание сочинений Бориса Можаева, содержащее написанные в разные годы романы, повести, рассказы и очерки (тираж 100 тыс. экземпляров).

В 1994 году Можаев стал главным редактором журнального издания «Россия», но успел увидеть только первый номер. В последние годы жизни он работал над романом «Изгой», который не успел закончить. Произведения писателя переведены на иностранные языки. Умер писатель 2 марта 1996 года в Москве.

В фондах Российской государственной библиотеке для слепых можно найти книги Бориса Можаева в различных форматах.

 

 

 

1 июня 2023


Up!