+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости1 марта – 160 лет со дня рождения русского прозаика, переводчика, драматурга, публициста Федора Сологуба (1863–1927)

1 марта – 160 лет со дня рождения русского прозаика, переводчика, драматурга, публициста Федора Сологуба (1863–1927)

Широкому читателю Федор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия – Тетерников) в первую очередь известен как прозаик, автор романа «Мелкий бес». Однако его лирический талант был не менее глубоким, а главным объектом вдохновения для Сологуба всю жизнь оставался Петербург, город-загадка и город-сон, наполнивший его стихи печалью, грезами и отчаянием. Поэтому его по праву относят прежде всего к петербургским лирикам – по духу, интонации, тематике.

Петербург – место рождения Федора Сологуба, там же прошли его детство и юность. После окончания Санкт-Петербургского учительского института в 1882 году Сологуб 10 лет прослужил учителем в провинции (в Крестцах, Великих Луках, Вытегре). Все эти годы Петербург оставался для него символом надежд и возможностей. Он чрезвычайно обрадовался первой публикации в крупном столичном издании – ставшем оплотом развивающегося в России символизма журнале «Северный вестник»: в февральском номере за 1892 год было напечатано стихотворение «Вечер». В связи с этим событием поэт писал сестре, обучавшейся на акушерских курсах в Петербурге: «Это хорошо: „Северный вестник“ – журнал солидный, не „Луч“ и не „Свет“«. Именно в редакции журнала поэту был впоследствии придуман псевдоним – Федор Сологуб. Осенью того же года, после закрытия Вытегорской учительской семинарии, осуществилась мечта Сологуба о переезде в Петербург. С 1893 года он служил учителем Рождественского городского училища, с 1899 – учителем-инспектором Андреевского городского училища.

В Петербурге Сологуб быстро вошел в круг литераторов – Зинаиды Гиппиус, Николая Минского, Дмитрия Мережковского, Василия Розанова, Акима Волынского, Любови Гуревич, Владимира Гиппиуса, Александра Добролюбова и других, посещал «пятницы» Якова Полонского, а впоследствии «пятницы» Константина Случевского, салон Мережковских, «воскресенья» Розанова, собрания редакции «Северного вестника» в гостинице «Пале-Рояль». В Петербурге Сологуб обрел первый серьезный успех: рассказ «Тени», опубликованный в феврале 1894 года в журнале «Северный вестник», стал знаковым произведением «новой литературы». «Воскресенья» Сологуба в его казенной квартире в Андреевском городском училище в доме 20 на 7-й линии Васильевского острова посещали многие известные и начинающие писатели того времени. В конце 1895 года вышел первый авторский сборник Сологуба «Стихи. Книга первая», в 1896 году – второй сборник «Тени. Рассказы и стихи» и отдельное издание романа «Тяжелые сны». Уже в первых критических откликах на произведения Сологуба была отмечена связь с традицией порожденного Петербургом «мучительского таланта» Достоевского. Рецензент журнала «Русская беседа» отметил, что Сологуб обладает «поразительной способностью воспроизводить болезненные состояния души, истерические ощущения, <…> сны, видения, кошмары, химеры и т. п. В этом направлении он достиг колоссальных и удивительных результатов. Его область между грезой и действительностью. Он настоящий поэт бреда».

В марте 1907 года в петербургском издательстве «Шиповник» отдельным изданием вышел роман Сологуба «Мелкий бес», принесший ему подлинную славу и прочитанный, по словам Александра Блока, «всей образованной Россией». Очень кратко сюжет этого произведения можно пересказать так: учитель гимназии жил одной мыслью получить повышение в должности, но он и сам не заметил, как постепенно эта навязчивая идея довела его до помешательства.

С осени 1908 года Сологуб соединил свою жизнь с писательницей и переводчицей Анастасией Николаевной Чеботаревской. Жизненный уклад скромного дома петербургского чиновника (в 1907 году Сологуб был уволен в отставку за выслугой лет) сменила роскошь открытого литературного салона маститого писателя. В квартире Сологуба и Чеботаревской собирался почти весь тогдашний театральный, художественный и литературный Петербург.

Сологуб являлся активным участником театральной жизни Петербурга. В 1909 году в Драматическом театре Верой Комиссаржевской была поставлена его пьеса «Ванька-Ключник и Паж Жеан», в этом же году в Литейном театре зрители увидели пьесу «Ночные пляски». В 1910 году на сцене Александринского театра Всеволод Мейерхольд поставил драму «Заложники жизни».

Впрочем, Петербург стал для Сологуба не только городом осуществления надежд, но и городом самых болезненных потерь. Летом 1907 года от типично петербургской болезни – чахотки – скончалась сестра Сологуба Ольга Тетерникова. В день похорон сестры Сологуб написал проникновенное стихотворение:

Улыбкой плачу отвечая,

Свершая дивный произвол,

Она была в гробу живая,

А я за гробом мертвый шел.

 

Тяжелые лежали камни,

Лиловая влеклася пыль.

Жизнь омертвелая была мне,

Как недосказанная быль.

 

И только в крае запредельном

Жизнь беззакатная цвела,

Вся в упоеньи дивно-хмельном,

И безмятежна, и светла.

 

В Петербурге Сологуб встретил октябрьский переворот, положивший конец его чаяниям на изменение российской действительности после Февральской революции 1917 года, которую писатель, мечтавший о новых отношениях между властью и художником, принял с восторгом. Сологуб крайне негативно воспринял правление большевиков и открыто выражал свою позицию. Он и его жена после длительных хлопот о разрешении готовились к отъезду за границу. Эти планы прервала ее трагическая гибель: 23 сентября 1921 года в приступе наследственной психастении, обострившейся в связи с тяжелыми условиями послереволюционной действительности, она покончила с собой, бросившись с дамбы Тучкова в реку Ждановку.

Сологуб остался в Петербурге и пытался преодолеть смерть в своем творчестве. Памяти Чеботаревской он посвятил один из лучших поэтических циклов «Анастасия», за довольно короткое время, с 1921 по 1923 год, выпустил 7 сборников стихов: «Небо голубое», «Одна любовь», «Фимиамы», «Свирель. Русские бержереты», «Соборный благовест», «Чародейная чаша», «Великий благовест». В феврале 1924 года на сцене Александринского театра был отмечен 40-летний юбилей литературной деятельности Сологуба, в его праздновании, проникнутом скрытым духом оппозиции и лишенном всякого официоза, приняли участие многие оставшиеся в России представители творческой интеллигенции. При новой власти Сологуб продолжил свое участие в литературной и культурной жизни, в марте 1924 года он возглавил Ленинградское отделение Союза писателей, работал в Союзе поэтов.

Место своего упокоения Сологуб также обрел в Петербурге. После тяжелой болезни он умер 5 декабря 1927 года и был похоронен на Смоленском кладбище, рядом с женой.

 

1 марта 2023


Up!