1 октября исполняется 90 лет со дня рождения Симона Соловейчика
1 октября исполняется 90 лет со дня рождения Симона Соловейчика, советского и российского публициста, преподавателя, теоретика педагогики, журналиста, теле- и радиоведущего.
Имя Симона Львовича Соловейчика знакомо тем, кому уже за сорок. В 80-е годы многие зачитывались его книгами и статьями, многие благодаря ему пришли в профессию. В постсоветское время Соловейчика незаслуженно забыли. Его 90-летие — прекрасный повод вспомнить о том, чьи мысли о воспитании удивительно современны.
После окончания в 1953 году филологического факультета МГУ Симон Львович работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер». В 1960-х годах в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности. В середине 1980-х годов, работая в «Учительской газете», инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика.
Стиль Соловейчика был для тогдашней официальной педагогики настолько необычен, что его попросту не замечали, и он существовал как бы параллельно «основному потоку». Он искал и находил самых талантливых — и до сих пор самых интересных — педагогов-новаторов, таких как Сухомлинский, Амонашвили, Шаталов и многие другие. Продвигаемая Соловейчиком «педагогика сотрудничества» была противоположна авторитарной советской педагогике «по циркуляру начальства». Даже и сейчас некоторые его утверждения выглядят неожиданно: «Детей нельзя упрекать», «В школе нельзя публично обсуждать детские поступки и слабое учение», «Своих детей надо оставить в покое»… В советские времена его книги годами лежали в редакциях. Впрочем, и сейчас они — библиографическая редкость, хотя могли бы стать учебниками во всех педагогических вузах.
Также Соловейчик писал книги, которые написаны им как учебники. Правда, это необычные учебники: в них есть не только конкретные рекомендации, но и весь ход размышлений автора, иллюстрации из самых разных источников… «Подумаем!» — любимый призыв Симона Львовича. Иногда он пишет: «Не знаю…» Но уж если правило найдено, сформулировано, то этим правилом можно пользоваться и в педагогике, и в других сферах жизни.
Современная популярная психология только сейчас начинает внятно излагать то, что было открыто Соловейчиком сорок лет назад. Для учителей, учеников и их родителей весьма ценной книгой могло бы стать «Учение с увлечением». Это тщательно выстроенная целостная система знаний от азов педагогики, проиллюстрированных письмами школьников, до сложнейших феноменов психики, участвующих в процессах человеческого мышления вообще и школьного обучения в частности, изложенная живо и интересно, почти как роман.
Так же обстоятельно и ярко написана и главная книга Соловейчика — «Педагогика для всех», адресованная будущим родителям. В этой книге он вновь приглашает читателя «в соавторы» — к сотрудничеству, к диалогу, к размышлению… Он склоняется к мысли, что не образование автоматически влечет за собой нравственный рост, а, наоборот, нравственность определяет потребность человека в образовании.
В эпоху научно-технической революции, автоматизации жизни и массовой культуры Соловейчик снова пробуждает добрые чувства и прославляет свободу. Привычные вопросы он задает заново, заставляя читателя думать, сомневаться, вспоминать, недоумевать, жалеть о содеянном, сорадоваться истине…
Соловейчик считал, что хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребенок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно.
Когда советское время закончилось, в 1992 году, Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», главным посылом которого стали всё те же гуманистические идеи в педагогической науке.
В 1994 году Симон Львович написал Манифест «Человек Свободный», в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести и рассказано, каков путь к воспитанию свободных людей.
Что такое свобода? Свобода — понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека. Сколько живут люди, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет, и по всему быть не может; но свободных людей — огромное множество. Как же это получается? Философы пришли к выводу, что есть «свобода от» — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения и есть «свобода – для» — внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Целью воспитания должна быть внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового. Присмотритесь к лучшим учителям вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных. Потому они и запоминаются.
Что такое внутренняя свобода? От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления —способен на свой личный взгляд. Свободен от предубеждений.
Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Это лёгкий человек, с ним легко.
Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят.
Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. От чего не свободен свободный человек? От совести. Что такое совесть? Совесть – то, что соединяет людей. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести.
Умер Симон Львович 18 октября 1996 года в Москве.