10 апреля – 205 лет со дня рождения русского писателя, поэта, критика, историка Константина Аксакова (1817–1860)
Со студенческой скамьи и до последних дней Константин Сергеевич Аксаков называл себя славянофилом и гегельянцем. Его магистерская работа представляла собой исследование о месте Ломоносова в русской литературе.
Цензурный комитет долго не принимал ее, принуждая студента делать правки. Таким образом, у Аксакова начались проблемы с официальной цензурой еще с молодых лет.
Поэзия Константина Аксакова культивировала идеалы романтизма, свойственного Гете, она пришлась по душе его современникам благодаря легкости звучания и отличиям от державопоклонных од. Читателям Аксакова запоминались образы русской природы, философские темы, выражение человеческих чувств.
Лирический герой Аксакова страдает за народ, а не от своего личного неустройства. Впрочем, сильны в стихах и исповедальные мотивы, попытки оценить жизненный путь непонятого, одинокого среди толпы, человека, утратившего множество иллюзий юности. Гнетет поэта и предчувствие близкой смерти, вполне оправдавшееся впоследствии.
Патриотическая и гражданская поэзия у Аксакова перемежается с яркими звонкими пейзажными картинками, размышлениями об участи поэта и деликатных свойствах его души. Однако горечь в его стихах часто сменяется благодарением. Нашлось место в его творчестве и юмористическим произведениям.
Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, но ее основы заложил именно Константин Аксаков. Он душевно писал и о малой родине, и о любви. В его стихах ощущается уют сельского дома, очарование русской природы:
Краснеет лес, темнеют степи,
Весенний ветер потянул…
И тают ледяные цепи,
Везде движение и гул.
Отрадно мягок воздух; птица
Напев тревожный свой ведет;
Надеждою сияют лица:
Зима прошла, весна идет.
Весна идет! Но сласть не скоро
Зима свою уступит ей,
И силой грозного отпора
Не раз смутит сердца людей.
Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе романтизма и с неоспоримым талантом. Работая над ними, он превращался то в философа, то в лирика. В 40-е годы Константин Сергеевич создал несколько произведений для театра. Драматические произведения писал под псевдонимом Еврипидин.
Помимо исторических и критических работ, Аксаков занимался лингвистикой, в первую очередь исследованием грамматики русского языка.
Аксаков активно сотрудничал и с периодическими изданиями, с 1857 года он фактический редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику.
В 1859 году в «Молве» была опубликована его статья «Публика – народ. Опыт синонимов», где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи». Эта публикация, вызвавшая широкий общественный резонанс и резко отрицательную реакцию властей (вскоре газета прекратила свое существование), считается одним из наиболее ярких образцов критики дворянского сословия в истории русской общественной мысли.
После смерти отца в 1859 году Аксаков затосковал, что пробудило в нем чахотку. Она сожгла выдающегося мыслителя очень быстро: знаменитый славянофил, перед которым «все единогласно преклонялись … с уважением», скончался на греческом острове Закинф 19 (7 по ст. ст.) декабря 1860 года.
Константин Аксаков ушел из жизни в 43 года на пороге больших перемен в жизни столь горячо любимой им родины – отмены крепостного права.