+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости12 марта – 160 лет со дня рождения Владимира Гандера (1864–1939), тифлопедагога, профессора

12 марта – 160 лет со дня рождения Владимира Гандера (1864–1939), тифлопедагога, профессора

 

Владимир Александрович Гандер родился в 1864 году в Киеве. Получил специальное педагогическое образование. С 1886 года начал свою педагогическую деятельность в Сосницком уездном педучилище Черниговской губернии. В 1897 году был назначен инспектором училища для слепых в Воронеже. В 1898 году начал изучать систему воспитания и обучения слепых в России и за границей: познакомился с работой учебного заведения для слепых в Санкт-Петербурге, затем с постановкой воспитания слепых в Венском, Дрезденском и Берлинском институтах для слепых. В 1910 году был назначен инспектором Харьковского училища для слепых. С 1898 по 1913 год Гандер активно участвовал в съездах учителей слепых России и в международных конгрессах учителей слепых за границей. С 1913 по 1919 год руководил учебной частью Московского училища для слепых.

В своей педагогической деятельности Владимир Гандер стремился привлечь внимание общественности к положению незрячих. Его усилиями удалось собрать значительные суммы на постройку новых зданий в училищах для слепых, где он работал инспектором. Гандер стал организатором переписи слепых в Харьковской губернии, благодаря которой удалось получить сведения об их численности, возрасте, источниках существования, социальном положении. Опираясь на полученные в результате переписи данные, Владимир Александрович добивался учреждения школьных стипендий для незрячих детей и выделения средств на содержании школ для слепых.

Владимир Гандер настойчиво утверждал концепцию политехнического обучения слепых и предпринимал конкретные практические шаги для включения их в активную деятельность, общественно полезный труд. Ученики в училищах под его руководством не только получали профессиональную подготовку, но и трудоустраивались после окончания училища в мастерских с общежитием или обеспечивались работой на дому. Педагог доказывал, что в своей практической деятельности слепые идут в ногу со зрячими; слепой не представляет особый тип человека. В результате правильной постановки политехнического обучения он получает возможность участвовать в общественно полезном труде и быть социально полноценным. Гандер критиковал позицию западной тифлопедагогики по отношению к слепому как объекту опеки и человеку, зависящему от филантропии. Он считал, что слепой является полноправным гражданином в общественной и личной жизни.

После революции 1917 года Владимир Гандер активно участвовал в организации обучения слепых в советской России. В 1920 году его назначили заведующим детского дома для слепых. В 1922-м он организовал кафедру тифлопедагогики в Педагогическом институте детской дефективности, затем с 1925 по 1934 год заведовал кафедрой дефектологии во 2-м Московском государственном университете (ныне Московский педагогический государственный университет).

В 1930-е годы Владимир Гандер вел активную редакторскую и издательскую деятельность. Он проделал большую работу по созданию учебников, а также обширной библиотеки литературы, изданной по системе Брайля, методических пособий для учителей средней школы для слепых. Перевел и отредактировал работы ведущих западных тифлопедагогов и тифлопсихологов, заведовал в Учпедгизе редакцией литературы для школ слепых, умственно отсталых и глухих.

Владимир Александрович был одним из основоположников отечественной тифлопедагогики. Он прошел путь от организации сбора пожертвований на постройку школы и проведения первой переписи слепых в бывшей Харьковской губернии до заведования кафедрой тифлопедагогики и руководства изданием учебной литературы для слепых.

Владимир Александрович Гандер умер 10 января 1939 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

12 марта 2024


Up!