13 февраля – 115 лет со дня рождения тифлопедагога Зиновия Марголина (1908–1944)
Зиновий Иосифович Марголин родился 13 февраля 1908 году в Черниговской губернии (Городня) в семье мелкого служащего. В 1916 году поступил в гимназию, затем продолжил обучение в средней школе Гомеля. В 1927 году поступил на физико-техническое отделение Крымского педагогического института, окончил учебу в 1930 году. В том же году потерял зрение.
В 1932 году Зиновий Иосифович окончил дефектологический факультет Второго Московского государственного университета (позже Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина) и был зачислен в аспирантуру при кафедре тифлопедагогики. Занятия в аспирантуре в 1932–1933 годах он совмещал с преподаванием черчения в Московском институте слепых детей (ныне Московская школа интернат № 1 для слепых детей). Марголина интересовала постановка дела обучения и воспитания незрячих.
Изучение проблемы он начал с исследования истории просвещения слепых от самых его истоков. Темой его диссертации стала «История школ слепых в дореволюционной России и в РСФСР», которую он защитил в 1935 году.
После защиты диссертации молодого тифлопедагога направили в Ростовскую школу для слепых детей. До начала Великой Отечественной войны он заведовал учебной частью школы, преподавал физику и математику и одновременно являлся научным сотрудником экспериментального дефектологического института в Ростове.
Зиновий Иосифович разрабатывал специальные наглядные пособия по физике и другим предметам: электрифицированные мензурки, уровень, флюгер, звучащие географические и исторические карты. Подобные тифлотехнические новшества не только оживляли уроки, но и способствовали более глубокому усвоению учебного материала.
Характеризуя работу Марголина по усовершенствованию наглядных пособий, применяемых в обучении слепых, незрячий тифлопедагог Владимир Сверлов отмечал в своей книге «Тифлотехника»: «Именно таким пособием является изобретенная, сделанная и описанная З. И. Марголиным озвученная географическая карта для слепых. При правильном указании географического места (город, море и т. п.) на щите загорается электрическая лампочка; в нашем случае она заменена электрическим звонком. Даже самая простая географическая карта, рассчитанная на начальную школу, содержит несколько сот отдельных элементов, каждый из которых должен быть включен в контакт разомкнутой цепи электрического сигнала. Названия рек и морей, городов, гор и т. п. выносятся на особую таблицу, помещенную сбоку карты. Каждое название пишется по Брайлю».
В 1940 году был издан капитальный научный труд Зиновия Марголина «История обучения слепых», в котором нашло отражение возникновение и развитие обучения слепых в дореволюционной России и школьное обучение слепых после революции 1917 года. Дальнейшим научным планам тифлопедагога помешала война, он был вынужден эвакуироваться в глубокий тыл. С осени 1941 по июнь 1944 год Зиновий Иосифович работал завучем и учителем физики и математики в школе для слепых детей села Гродеково Джамбульской области Казахской ССР. Затем в связи с болезнью вернулся в Москву.
Зиновий Иосифович Марголин умер 19 августа 1944 года в Москве.
В фонде Российской государственной библиотеки для слепых имеются издания Зиновия Иосифовича Марголина в плоскопечатном формате.
Взять любое из перечисленных изданий можно, обратившись в тифлобиблиографический отдел РГБС.