ОДИНОКИЙ ПИСАТЕЛЬ ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ
Одни говорят, что он был глубоко верующим человеком, другие удивляются, как его не отлучили от церкви. Одни считают, что всё его творчество посвящено госпоже Истории, другие – что он провидел будущее. Одни считали его оторванным от жизни мистиком, другие – лидером мнений в созданном им и Зинаидой Гиппиус кружке «Зеленая лампа». Но все сходятся в одном, он был многопланов, сложен, всю жизнь тягостно и неустанно искал высший духовный смысл.
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1866 года в Петербурге. Он происходил из благородной и знатной семьи. Его отец Сергей Мережковский был действительным тайным советником, крупным чиновником Российской империи. Благодаря высокому положению отца семья Мережковских была богатой (например, владела великолепным имением – дворцом в Крыму), и могла позволить себе жить в роскоши. Мать, Варвара Чеснокова, занималась воспитанием детей.
Мережковский с 13 лет начал писать стихи. Когда юноше было 15 лет, отец организовал ему встречу с Федором Достоевским. Писатель весьма нелестно отозвался об опытах молодого поэта и напутствовал его словами: “Чтобы хорошо писать, надо страдать!”.
Удивительно, но позже страдания и тоска станут доминирующими состояниями Мережковского при внешнем благополучии его жизни. «Он был агрессивен и печален. В этом контрасте была его характерность», – напишет о нём в мемуарах «Курсив мой» Нина Берберова.
В 1880 году на страницах журнала «Живописное обозрение» появляется дебютная публикация Дмитрия Мережковского — стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». После этого он начинает регулярно печататься в различных изданиях. Из первых творений наибольшую популярность поэту принес стих «Сакья-Муни», вошедший почти во все сборники для чтецов-декламаторов того времени. Первая книга литератора «Стихотворения» и первая поэма «Протопоп Аввакум» увидели свет в 1888 году. Этот год принято считать началом творческой деятельности Мережковского.
Постепенно творчество литератора меняет свое направление. Он всё дальше отходит от поэзии и развивается как писатель-прозаик. Причиной этому стало открытие автором крайне интересной для него темы – драматургии Древней Греции. Мережковский увлеченно переводил творения Еврипида, Софокла, Эсхила. Эти его труды были опубликованы в ежемесячном издании «Вестник Европы».
Другое направление, увлекшее автора – это уникальные литературно-критические эссе. Героями этих коротких работ-размышлений стали такие видные литераторы, как Пушкин, Сервантес, Плиний, Ибсен, Гончаров, Достоевский, Короленко, Майков и многие другие. Современные литературоведы считают Дмитрия Мережковского новатором, ибо он рассматривал творчество поэтов и писателей преимущественно с религиозно-философских позиций, что было необычно. Часть этих эссе вошла в сборник “Вечные Спутники” (1897).
В 1892 году увидел свет второй сборник стихов Мережковского, названный «Символы». Это наименование стало программным для формировавшегося в то время символизма. Осенью того же года писатель выступил со скандальной лекцией, в которой он рассказывал о причинах упадка современной русской литературы, а также о новых литературных течениях. Как и сборник «Символы», эта лекция была объявлена манифестом символизма. Мережковский предлагал своего рода план искусства нового типа, которое должно стоять на трех столпах: «язык символа», «мистическое содержание» и импрессионизм.
В 1896 году Дмитрий Сергеевич был включен в знаменитую «Энциклопедию» Брокгауза и Ефрона. В энциклопедической заметке он характеризовался как «известный поэт». Но кардинально статус литератора и отношение к нему общественности изменилось после выхода в свет романа «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895). В центре повествования — история жизни римского императора Флавия Клавдия Юлиана, который перед лицом наступающего христианства пытался «возродить реформированное язычество под знаком культа Солнца». Это произведение вписано в историю как первый в русской литературе символистский исторический роман.
С 1907 по 1918 годы Мережковский работал над трилогией «Царство Зверя», в которой исследовал природу и суть отечественной монархии на обширном историческом фоне.
Одна из главных особенностей как поэзии, так и прозы Мережковского заключается в бескрайнем чувстве одиночества, которым насквозь пронизаны все произведения литератора. Поэт Георгий Адамович сказал о нём : «Мережковский — писатель одинокий. Трудно найти другое слово, которое отчетливее выразило бы существеннейшие его черты и положение его в русской словесности». Тем не менее в реальной жизни Дмитрий Сергеевич одиноким не был.
Летом 1888 года Мережковский познакомился с Зинаидой Гиппиус. Эта встреча была судьбоносной. Гиппиус стала его женой, музой, соратником и отчасти даже духовным руководителем. В 1889 году они обвенчались.
Зинаида Гиппиус была одаренной поэтессой, но современники относились к ней без особой симпатии, называли её демонической красавицей и даже ведьмой. Дмитрий и Зинаида познакомились в Боржоми весной 1888 года, когда новоиспеченный выпускник университета (в 1884—1888 годах Мережковский учился в университете Санкт-Петербурга на историко-филологическом факультете) совершал путешествие по югу России. Дмитрию было 22 года, Зинаиде — 19 лет. С тех пор они практически не расставались.
В процессе литературного труда Мережковский много обращается к исторической прозе, пишет трилогию “Христос и антихрист” о борьбе христианского и языческого начал в человеке, призывает к принятию нового христианства (даже предлагает термин «Третий Завет»), однако его идеи не находят поддержки у представителей церкви. В начале 1900-х годов Мережковский активно участвовал в деятельности религиозно-философского общества, одним из организаторов которого он был, и связанного с ним журнала “Новый путь”.
Мережковский по признанию многих современников считал себя скорее не писателем, а духовным лидером, побуждавшим людей к некому духовному перерождению, суть которого литератор сформулировал в своих трудах и речах.
Мережковский и Гиппиус враждебно приняли Октябрьскую революцию, в конце 1919 года они эмигрировали и жили в Париже.
Во Франции в доме Мережковских возникло литературно-философское общество “Зеленая лампа”– один из центров интеллектуальной жизни русского зарубежья. В эмиграции Дмитрий Сергеевич создавал произведения в жанре религиозно-философского трактата, например, “Тайна трех. Египет и Вавилон” (1923), “Тайна Запада. Атлантида – Европа” (1930), “Иисус Неизвестный” (1934).
В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин.
Абсолютизацией метафизического мирового Зла Мережковский считал большевизм, который люто ненавидел, и к борьбе с которым постоянно призывал. В 1939 году литератор выступил по радио с приветственной речью Гитлеру. Мережковский сравнивал Гитлера с Жанной д’Арк, считал, что он должен спасти мир от власти Зла. Взгляды диктатора как-то рифмовались с идеей писателя разрушить и затем обновить – уже на духовной основе – весь мир и человечество. Дмитрий Мережковский скончался 7 декабря 1941 года в Париже.
Закончим этот небольшой рассказ программным стихотворением Дмитрия Мережковского, которое при всей своей абстрактности довольно точно выражает сам дух религиозно-философских исканий писателя:
Я людям чужд и мало верю
Я добродетели земной:
Иною мерой жизнь я мерю,
Иной, бесцельной красотой.
Я верю только в голубую
Недосягаемую твердь.
Всегда единую, простую
И непонятную, как смерть.
О, небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным, и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.