14 мая – 195 лет со дня рождения Александра Скребицкого (1827–1915), основоположника отечественной тифлопедагогики, общественного деятеля, врача-офтальмолога, историка
Юрист по первому образованию, выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета 1849 года Александр Скребицкий не нашел удовлетворения в практической деятельности юриста и потому поступил в 1853 году вольнослушателем на медицинский факультет Дерптского университета (ныне Тартуский университет, Эстония). И хотя его диссертационная работа, после защиты которой он получил степень доктора медицины, была связана с заболеваниями поджелудочной железы, Скребицкого стала интересовать офтальмология. Поэтому после получения степени он уехал за границу для стажировки в клиниках Европы.
Скребицкому посчастливилось совершенствовать свои знания у знаменитых окулистов того времени: Германа Гельмгольца, Франца Дондерса, Альбрехта фон Грефе.
Вернувшись на родину, Александр Ильич открыл глазную лечебницу в Санкт-Петербурге, занялся врачебной практикой и изучением причин и степени распространения слепоты в России. Профессиональные обязанности он сочетал с научно-исследовательской и общественной деятельностью.
Юридическое образование пригодилось ученому, когда великая княгиня Елена Павловна предложила Скребицкому поучаствовать в обработке материалов для подготовки крестьянской реформы 1861 года (крестьянская реформа, известная как отмена крепостного права в Российской империи). Результатом тщательного изучения опубликованных и рукописных документов стал монументальный труд «Крестьянское дело в царствование Императора Александра II», явившийся подробным историческим комментарием к ключевым документам реформы.
По цензурным соображениям книга была напечатана в Германии и только в 1870 году допущена к ввозу в Россию. За ценный вклад в науку автор был награжден Уваровской премией Петербургской академии наук.
А пока капитальный документ находился в процессе издания за границей, Скребицкий продолжал заниматься главным трудом своей жизни – офтальмологией и, в частности, изучением вопросов воспитания и образования слепых Европы. Эти наблюдения впоследствии легли в основу объемного исследования «Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе», опубликованного в 1903 году.
Возвратившись на родину, Александр Скребицкий продолжил изучение причин потери зрения и распространения слепоты в России, оказывал врачебную помощь больным и ослепшим солдатам, количество которых резко увеличилось из-за русско-турецкой войны.
В результате обширных и систематических исследований Скребицкий выяснил, что в России больше слепых, чем в любой другой европейской стране, и большинство ослепших приобрели заболевание глаз еще до войны. Причинами этого были плохие социальные условия жизни и отсутствие медицинского обслуживания. Исследования были опубликованы в работах «Между слепых солдат», «О распространенности слепоты и распределении слепых в разных местностях России» и вызвали большой общественный резонанс.
В 80-е годы XIX века Скребицкий выступил также с рядом статей о необходимости активной организации процессов воспитания и обучения слепых и, как следствие, создания специальной организации, занимающейся улучшением их жизни. Совместными усилиями Александра Скребицкого и государственного и общественного деятеля Константина Грота в 1881 году было основано Попечительство о слепых, названное Мариинским (в честь императрицы Марии Федоровны). Александр Ильич вошел в члены Совета Попечительства и принял активное участие в организации Санкт-Петербургского училища для слепых детей.
В 1882 году Александр Ильич разработал рельефно-линейный русский шрифт, выпуклые буквы которого повторяли очертания обычных букв. Шрифт был назван в его честь – «Русский унциал А. И. Скребицкого». Этим шрифтом было напечатано несколько книг для детей, в том числе – «Детский мир» Константина Ушинского. Но, понимая, что большее распространение получает не унциал, а шеститочие Луи Брайля, Скребицкий активно содействовал разработке русского алфавита рельефно-точечного шрифта, поддерживал русскую просветительницу Анну Адлер в создании типографии, издающей книги по системе Брайля.
«Цель педагогики слепых та же, что и педагогики зрячих: гармоническое развитие умственных, нравственных и физических способностей и сил ученика», – писал Александр Скребицкий. Он был убежден, что основная задача состоит в том, чтобы искоренить распространенные предрассудки о неспособности слепых к развитию и труду, помочь тифлопедагогам и родителям незрячих детей в их обучении и воспитании. Эти взгляды на просвещение незрячих отражены в его книге, не утратившей актуальности и в настоящее время – «Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе». Фундаментальное исследование, основанное на личных наблюдениях и материалах из зарубежных источников, писалось более двадцати двух лет и составило свыше тысячи страниц, не считая чертежей и таблиц.
Прогрессивные идеи Скребицкого легли в основу российской тифлопедагогики.
Около 50 лет ученый собирал личную библиотеку русских и иностранных изданий по естествознанию, медицине, юриспруденции. В 1903 году он пожертвовал более 4 тыс. томов Румянцевскому музею. Рукописи его работ хранятся в Российской государственной библиотеке в Москве и в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.