«Нет, врешь, пaлaч, не встaну нa колени!..»
Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в Оренбургской области в деревне Мустафино. Он был шестым ребенком в семье. Его родители происходили из крестьянской среды. С детства он необыкновенно красиво выражал свои мысли, а также обладал особенным героическим сознанием. Наверное, помимо поэтического, это был особый дар Мусы Джалиля. В 13 лет он принес в редакцию местной газеты «Красная звезда» стихотворение, которое всех потрясло. В нем были такие слова:
Если б грудь обожгло мне
горячим свинцом,
Если пуля засела бы
в сердце моем,
Если б смерть,
Не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком, –
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Это стихотворение 13-летнего мальчика называлось «Счастье». Оно было подписано «Маленький Джалиль».
Многие юношеские стихи поэта окрашены романтизмом и героизмом. Он еще в отрочестве увлекся революционными идеями. Любовь к своей советской Родине красной нитью прошла через всю его жизнь.
В 1920-е годы Джалиль писал на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Этапными стали его поэмы «Пройденные пути», «Орденоносные миллионы», «Письмоносец».
Окончив в 1931 году Московский государственный университет, он работал редактором в разных изданиях, а также заведовал литературной частью в Татарском оперном театре.
В конце 30-х годов Муса Джалиль становится одним из ведущих татарских поэтов. Его стихи включали в школьные хрестоматии. Многих пленяла как его задушевная лирика, так и пламенные – по-другому не скажешь – стихи о Родине.
Летом 1936 года Муса женился на выпускнице экономического техникума Амине Сайфуллиной. В предвоенные годы рождаются его стихи, исполненные любви и бесконечной нежности к жене и дочке Чулпан. Амину до конца жизни поэт часто нежно называл «умница моя». Сохранилось стихотворение:
Полно, умница моя, перестань.
Пустяками чистых чувств не мути.
Разве точат на попутчика нож?
А ведь нам с тобой идти да идти…
Воскресным, ясным и солнечным, июньским утром 1941 года Муса собрался поехать с семьей на дачу к друзьям. С женой и дочерью они стояли на перроне, ждали электричку, когда по радио объявили, что началась война. Поездку не отменили, но весь день и всю ночь говорили о грядущих событиях. Расставаясь, Джалиль произнес: «После войны кого-то из нас уже не будет…»
Муса Джалиль с самого начала войны ушел на фронт. Окончил курсы политработников. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был военным корреспондентом армейской газеты «Отвага». Если выпадали поэту свободные минутки, он писал стихи, создал на фронте несколько своих шедевров.
26 июня 1942 года во время Любанской операции старший политрук Муса Джалиль с группой солдат и офицеров пробивался из окружения. В завязавшемся бою он был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен.
В советской армии Джалиль с этого момента считался пропавшим без вести, а в его жизни начались длинные скитания по немецким тюрьмам и лагерям.
Муса хотел быть полезным своей Родине даже здесь, в фашистских лагерях Шпандау, Моабит, Плетцензее. Он стал одним из организаторов подпольной организации в лагере под Радомом в Польше.
Для того чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль и его соратники вступили в созданный немцами легион «Идель-Урал». Они устраивали побеги военнопленных, готовили массовые восстания. Это была очень опасная игра. Такой троянский конь прямо в гуще фашистской нечести.
Также Джалиль под видом проведения кульмассовой работы вербовал новых членов подпольной организации, был связан с сопротивленческой организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», находившейся в Германии.
Работа подпольщиков оказалась очень плодотворной. Первый батальон легиона «Идель-Урал» поднял восстание и присоединился к белорусским партизанам в феврале 1943 года. Но и гестапо не дремало… В августе 1943 года, за несколько дней до тщательно подготовленного восстания военнопленных, Джалиль и большинство членов его подпольной группы были арестованы по доносу предателя.
Поэта вместе с другими организаторами движения отправили в застенки берлинской тюрьмы «Моабит». Допрашивали с пристрастием, используя все мыслимые и немыслимые виды пыток. Избитых и изувеченных людей бросали в камеры, а затем снова пытали, пытаясь выбить имена сообщников.
Очень трудно было не сломаться. Каждый искал свои способы для того, чтобы держаться. Для Мусы Джалиля этим способом стало написание стихов, вошедших впоследствии в его знаменитую «Моабитскую» тетрадь.
Он писал на обрывках газет, которые разрешались в тюрьме, и сшивал из них маленькие блокноты. В них он и записывал свои произведения.
25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен фашистами на гильотине в тюрьме Плетцензее. Он шел на место казни с гордо поднятой головой.
Незадолго до гибели поэт написал:
Нет, врешь, пaлaч, не встaну нa колени,
Хоть брось в зaстенки, хоть продaй в рaбы!
Умру я стоя, не прося прощенья,
Хоть голову мне топором руби!
Посмертная судьба Мусы Джалиля просто удивительна.
В СССР сведения о подвиге поэта и других участников подпольной организации попали далеко не сразу. Сначала этих героев считали изменниками.
В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов поэта. А в 1947-м из Брюсселя через советское посольство пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс. Он сидел в одной камере с Джалилем. Позже стихи Джалиля принес еще Габбас Шарипов.
За годы тюремных заключений Мусою было написано 115 стихотворений. Эти созданные на краю гибели и полные безмерного патриотизма произведения попали в руки нужного человека – поэта Константина Симонова. Он организовал их перевод на русский язык и доказал всему миру патриотизм политической группировки под руководством Мусы Джалиля, организованной прямо под носом у фашистов, в лагерях и тюрьмах.
С клеветою на Джалиля было покончено, и в стране началось триумфальное осознание подвига поэта.
2 февраля 1956 года Мусе Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1957-м за книгу «Моабитская тетрадь» он был удостоен Ленинской премии. Такого сочетания высших государственных наград нет больше ни у одного человека.
Сегодня поэзии Мусы Джалиля нет в школьной программе. Хотя некоторые его стихи, такие как «Варварство» и «Чулочки», должны бы изучаться в школах по всему миру наряду с азбукой и таблицей умножения, чтобы никто и никогда не смог забыть о зверствах нацистов и подвиге советского народа. Поражающие до глубины души стихи «Чулочки» начинаются так:
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети,
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
–Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
Творчество Мусы Джалиля нужно современному обществу даже больше, чем мы это осознаем. Такие герои и такие стихи способны потрясти, перезагрузить сознание и наполнить души тем истинным патриотизмом, который делает нас сильными, а нашу страну непобедимой.
15 февраля 2021