15 июня – Всемирный день ветра
В 2007 году впервые отпраздновали День ветра в Европе, а спустя несколько лет этот день приобрел мировой масштаб.
Ветер имеет большое значение для природы: приносит осадки с океанов на сушу, участвует в формировании климата, очищает воздух, влияет на формирование рельефа, переносит на большое расстояние семена растений.
А на что влияет ветер в жизни человека? Иногда мы даже не задумываемся, что ветер для нас играет огромную роль. Энергию ветра человек с давних пор использовал для молотьбы зерна и накачивания воды. От направления ветра зависела продолжительность и скорость морских путешествий.
Сейчас энергию ветра используют для получения тепла и света. Его направление влияет на скорость воздушного транспорта и даже на ухудшение или улучшение спортивных результатов легкоатлетов.
В славянской мифологии Стрибог почитался как бог ветра и всей воздушной стихии. Упоминание о нем есть в древнерусской литературе «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве». Именно о таком могучем ветре – повелителе неба, можно встретить и строки у Александра Сергеевича Пушкина в произведении «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного…»
Вообще образ ветра в поэзии очень распространенное явление, которое проявляется в разных масштабах и значениях.
У поэта, Игоря Северянина, ветер очень милый и веселый, пока его не рассердишь.
«…Ветер мил и добродушен
И к сужденьям равнодушен,
Но рассердишь — не пеняй:
И задаст же нагоняй!» («Ветер»)
Еще один поэт «Серебреного века» Константин Бальмонт считает, что самое прекрасное в ветре, что он волен делать все что хочет и когда хочет.
«Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,
Что ты в ветках все шумишь?
Вольный Ветер, Ветер, Ветер,
Пред тобой дрожит камыш…» («Ветер»)
В коротеньком поучительном рассказе Константина Ушинского «Ветер и Солнце» два природных явления решили выяснить, кто из них сильнее. Но, оказалось, что не в силе дело, а с помощью ласки и доброты можно сделать гораздо больше.
Еще одно короткое произведение – «Ветер» у Рэя Бредбери, в котором главный герой Аллин во время войны оказался в Гималаях, в долине Ветров, где попал в сильнейший ураган, который чуть не убил его. Этот случай настолько потряс мужчину, что с тех пор у него появилась навязчивая идея, будто его хочет отыскать беспощадный ветер-убийца. Хочет настигнуть для того, чтобы унести его душу, как унес души других незадачливых странников.
Упоминания о ветре в качестве фразеологизмов используют часто в устной и письменной речи. Есть такое сочетание «держать нос по ветру», имея в виду уметь приспосабливаться. Согласно одной из версий, выражение появилось в лексиконе моряков, имевших в виду нос корабля. В литературных произведениях герои часто «держат нос по ветру», чтобы быть на чеку. Герои романа Мерседес Лэки «Элита» борются с пришельцами. Инопланетяне коварны и хитры, поэтому землянам, чтобы успех был на их стороне, нужно держать нос по ветру. А если нос не держать по ветру, то можно заболеть, считает шекспировский шут из «Короля Лир».
Другой широко распространенный фразеологизм «бросать слова на ветер» – говорить без пользы, необдуманно, зря. Когда он появился, точно неизвестно. Но в литературе используется часто. В романе «Поднятая целина» Михаила Шолохова герой просит дядю Ипполита сказать народу какие-нибудь воодушевляющие слова, на что он говорит: «Нечего на ветер слова кидать! Им и так все понятно, без моих лишних слов».
Природные явления, в том числе и деятельность ветра многие композиторы могли изображать в своей музыке. Так, четвертая часть Симфонии № 6 Бетховена («Гроза. Буря») ярко передает грозу, момент ее появления, нарастания и кульминации, когда деревья гнутся и трещат, когда грохочет гром. Или послушайте прелюдию «То, что видел западный ветер» Клода Дебюсси, которая точно передает характер западного ветра: он то нежный, ласковый, несущий прохладу и блаженство, то свирепый, вызывающий разрушительные бури и шторм
В электронной библиотеке Михайлова (av3715.ru) можно послушать упомянутые в тексте произведения А. Пушкина, К. Ушинского, Р. Бредбери, М. Шолохова.