+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости15 марта – День рождения эскалатора

15 марта – День рождения эскалатора

История эскалатора началась в 1859 года. Тогда изобретатель из Америки Натан Эймс получил патент на движущуюся по кругу лестницу. Однако это изобретение всех оставило равнодушными и про него благополучно забыли. А вот уже 15 марта 1892 года другим американским изобретателем Джессом Рено был получен патент на первый наклонный подъемник, вызвавший ажиотаж у инвесторов. И уже через 8 лет компания Otis выкупила права на этот подъемник и приступила к его производству под одноименной торговой маркой «Эскалатор».

Кстати, само слово «эскалатор» с английского дословно означает «транспортирующее устройство, высоко поднимающее грузы». Оно быстро вошло в обиход, и уже спустя пару лет, так назывался каждый автоматический концепт подъемной лестницы.

Первые эскалаторы для метрополитена были продемонстрированы в Лондоне в качестве одного из экспонатов проходившей тогда в британской столице всемирной промышленной выставки. Удобные лестницы настолько пришлись по вкусу местной публике, что горожане потребовали от властей оставить диковинки на постоянной основе. Спустя пару лет примеру Лондона последовали Париж, Берлин и Нью-Йорк.

В Москве эскалаторы появились в 1935 году в связи с началом работы московского метрополитена. Они были закуплены в США с последующей передачей технологической документации и обучения на месте советских специалистов.

Тогда это воспринималось как что-то необычное. Неслучайно детская писательница и поэтесса Елизавета Тараховская в то время писала:

Нам шагать по лестнице незачем с тобой!

Лестница-чудесница бежит сама собой.

Только за перила крепче ухватись,–

Ишь, как покатила сверху вниз!

Обычно в рамках нашего формата постов мы делаем обзоры книг, тематически связанных с праздником (днем чего-то). Но поскольку издания об эскалаторах в основном технического характера, сегодня мы решили поговорить о книгах про метро. Ведь, наверное, именно оно чаще всего ассоциируется с эскалатором. Расскажем о трех разных книгах.

Одно из изданий, которое мы хотим порекомендовать, – это аудиокнига Дмитрия Аксенова «Московское метро». Автор знакомит всех желающих с историей столичной подземки от станций «первой очереди» и высокого сталинского ампира до последних советских станций и ультрасовременных сооружений. Прогулка наглядно показывает, что история метро столицы неотделима от истории страны, так же как подземная Москва от Москвы наземной.

Еще одна книга на эту тему художественное произведение. Это «Метро 2033» – постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь людей в московской подземке после ядерной войны на Земле.

Практически все действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны метрополитен удалось оградить от радиации: почти на всех станциях были закрыты гермозатворы, а в системах вентиляции и водоснабжения активированы противорадиационные фильтры. При этом лишь менее половины станций обитаемы. Часть станций независима (к примеру, «Кузнецкий Мост», «Павелецкая»). Часть станций занята организованной преступностью («Китай-город», «Новые Черёмушки», «Профсоюзная») либо существует в условиях анархии. Группировки ведут между собой торговлю, заключают союзы, сражаются.

И последняя книга на рассматриваемую тему, на которую мы хотим обратить внимание, называется «НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ. Правда о метро» и считается самой откровенной книгой о московской подземке. Ее авторы – Олег Дивов и Макс Рублев, действующий машинист московского метрополитена, известный в сети как Метроэльф. Он автор популярного блога в ЖЖ под названием «Журнал погонщика Ежей».

Издание удивит и тех, кто знает Дивова как писателя-фантаста, и тех, кому он знаком как автор документальной и исторической прозы. Другому автору этой книги – Рублеву –начальство неоднократно делало замечания разной степени строгости, в том числе, и за «разглашение».

«Ничто меня так не будоражит, как пик на Таганско-Краснопресненской линии при опоздании. Машина в 240 тонн, а в ней еще 150 тонн народу, светофоры, открывающиеся при подлете к ним, ощущение не движения, а именно полета… Наработанное годами интуитивное понимание, где добавить, а где сбросить. Чувство пульса линии,– читаем мы. – И в такие минуты ты готов убить диспетчера за выдержки (приказ диспетчера машинисту задержать поезд на станции). Я могу ворчать, обижаться, не понимать, но… Черт побери, машинист Московского метрополитена Таганско-Краснопресненской линии – это не просто звучит круто, это реально круто! И я люблю свою работу!»

 Дивов перевез миллионы людей. Доставал тела из-под вагонов. Вышел из множества нештатных ситуаций. Он знает все проблемы, что ждут нас под землей, и объясняет, как их избежать. Он ярко и подробно описывает повседневную жизнь машиниста подземки – в книге рассказывается о том, о чем многие даже не подозревали.

При обилии уникальной фактической информации книга написана в увлекательной манере. И главное, о чем просят авторы: «Спускаясь под землю, оставайтесь людьми. Можете сейчас не верить, но именно от вашей человечности зависит то, с какой скоростью идут поезда метро».

 

 

15 марта 2023


Up!