15 октября – 125 лет со дня рождения писателя, драматурга и сценариста, фотографа, журналиста Ильи Ильфа (1897–1937)
Вспомнить Илью Ильфа мы хотим сегодня, поговорив об истории создания знаменитого романа «Двенадцать стульев», соавтором которого он является.
Поэт и журналист Илья Арнольдович Файнзильберг взял псевдоним Ильф еще в Одессе, а бывший сотрудник одесского уголовного розыска Евгений Петрович Катаев свой псевдоним – Петров –выбрал, вероятно, сменив профессию. С 1926 года он вместе с Ильфом работал в газете «Гудок».
В «Гудке» печатался и Валентин Катаев, брат Петрова и друг Ильфа, приехавший в Москву несколько раньше. Он в отличие от них, к 1927 году стать литературной знаменитостью: публиковал прозу в центральных журналах, его пьесу ставил МХАТ, одно из крупнейших издательств готовило к выпуску его собрание сочинений.
Если верить мемуарным свидетельствам, Катаев и предложил сюжет романа «Двенадцать стульев», а также саму идею соавторства Ильфу и Петрову. По его плану работать надлежало втроем: Ильф с Петровым начерно пишут роман, Катаев его поправит «рукой мастера», а на обложке появятся три фамилии.
И не позднее сентября 1927 года Ильф с Петровым начали писать роман. Но через три месяца Катаев отказался от соавторства. Он счел, что они и без него все сделали здорово. В январе 1928 года роман был завершен, и с января же по июль он публикуется в иллюстрированном ежемесячнике «30 дней».
Популярным роман стал сразу же. А вот критики долго не знали, как им реагировать на столь острую сатиру. Лишь 21 сентября 1928 года в газете «Вечерняя Москва» появилась небольшая рецензия, подписанная инициалами «Л. К.», автор которой не без снисходительности указывал, что хоть книга «читается легко и весело», однако в целом «роман не поднимается на вершины сатиры», да и вообще «утомляет». И опять тишина… Настоящее обсуждение началось лишь после того, как 17 июня 1929 года в «Литературной газете» под рубрикой «Книга, о которой не пишут» была опубликована статья, где указывалось, что роман «несправедливо замолчала критика».
Так откуда же появилась эта история? Вероятнее всего, Катаев ее узнал от кого-то из старых «гудковцев». И предприниматель Николай Стахеев имеет к ней самое прямое отношение. По крайней мере, В Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ) рассказывают эту историю именно так.
Николай Дмитриевич Стахеев, купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, племянник художника Ивана Шишкина и сам страстный любитель живописи, построил этот дом после переезда в Москву из Елабуги. В наследство Николай Дмитриевич получил приличное денежное состояние и налаженный семейный бизнес. Незаурядная коммерческая хватка позволила в несколько раз увеличить капитал. Купец Стахеев имел очень широкие коммерческие интересы: торговал хлебом, чаем, лесом, приобрел и вел разработку золотых приисков, добыча нефти.
Этот и другие дома строили по проектам его личного архитектора Михаила Бугровского. Особняк на Новой Басманной обошелся купцу в миллион рублей.
Николай Дмитриевич умел не только зарабатывать, но и тратить. Жил он широко, проматывая состояние «без жалости и сожаления». Много путешествовал, меценатствовал, играл в Монте-Карло.
Когда запахло жареным – революцией и войной, – Стахеев, имевший удивительную интуицию, предпочел уехать из России. И в 1914 году он перебрался в Париж, где продолжил разгульный образ жизни. После революции 1917 года все его российские богатства: прииски, доходные дома и прочее – были навсегда для него потеряны. И за границей деньги начали заканчиваться. Вот почему 66-летний купец решился на отчаянный шаг: в 1918 году он тайно возвращается в столицу, чтобы забрать из своего особняка припрятанные драгоценности.
Но его особняк к этому времени прибрал к рукам Наркомат путей сообщения. И когда Стахеев пробрался в дом, его задержали дружинники-железнодорожники.
Его доставили прямиком на Лубянку в кабинет Дзержинского. И Стахеев предложил «железному Феликсу» компромисс: он отдает клад и раскрывает другие тайники, а его за это отпускают обратно в Париж. Условия были приняты и честно выполнены. Стахеев умер в Париже в 1933 году в возрасте 81 года.
А на реквизированный клад построили Дворец железнодорожников, что на Каланчевской площади. Его и сейчас там можно увидеть.
По легенде у Стахеева брали интервью журналисты «Гудка» Ильф и Петров, а потом написали «Двенадцать стульев». Но это уже вряд ли. Стахеев к приезду соавторов в Москву уже давно был в Париже.