15 января – 400 лет со дня рождения французского драматурга, театрального деятеля Жана Батиста Мольера (1622–1673)
«Кто не знал любви, тот все равно, что не жил», «Кто время выиграл – все выиграл в итоге», «От книжной мудрости глупец тупее вдвое», «Умрем лишь раз, но это уж надолго» – имя автора этих афоризмов, ставших крылатыми выражениями, большинству наших современников не скажет ничего – Жан-Батист Поклен. Но зато всему миру хорошо знаком его театральный псевдоним – Мольер. Актер по профессии, этот человек стал одной из самых загадочных и эксцентричных личностей Франции XVII века. Биографы Мольера до сих пор не могут прийти к однозначному мнению, каким человеком он был в жизни и, так же как и в случае с Шекспиром, опираются на переданные из уст в уста рассказы, легенды, первоисточники и на их основе пытаются определить его характер. Они же говорят о том, что навеки потерянными для человечества оказались свыше 50 его пьес, потому что большинство своих работ он уничтожил.
Выходец из аристократической семьи, принадлежавшей к очень древнему буржуазному роду драпировщиков (в то время такой род занятий считался достаточно прибыльным и уважаемым), окончивший специализированную школу для придворных детей и получивший престижную в то время ученую степень лиценциата правоведения, он не интересовался карьерой юриста, как и отцовским ремеслом. Он хотел достичь мировых высот в театральном искусстве, несмотря на то что в XVII веке актерская профессия считалась «подлой». Именно поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые документально зафиксирован 28 января 1644 года.
Постепенно этим именем его стали называть не только в театре, но и в повседневной жизни.
Он стал руководителем театра, когда ему был всего лишь 21 год. Это была маленькая труппа из 10 начинающих актеров, но Мольер поставил себе высокую планку – создать из нее «Блистательный театр». К сожалению, тогда театр Мольера не выдержал столичной конкуренции и вскоре был закрыт, а бродячая труппа актеров вынуждена был ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там, что продолжалось более 12 лет. Бесконечные переезды давались труппе тяжело – в это время во Франции шла гражданская война. Но именно в период гастролей Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, хотя из работ того периода мало что сохранились. Годы странствий сыграли важную роль: став превосходным актером и режиссером, он научился успешно вести дела с авторами, коллегами и властями.
В 1658 году труппа возвращается в Париж и выступает в театре Лувра с новым репертуаром. На спектакле «Влюбленный доктор» присутствовал сам король. По окончании представления Людовик XIV лично поблагодарил драматурга. После этого жизнь Жана Батиста Мольера и его труппы изменилась: все постановки приобретали большой общественный резонанс, собирали аншлаги и положительные отзывы критиков.
Особенно сильно взбудоражились умы 26 декабря 1662 года, в день премьеры «Школы жен». Театр был полон. Комедия привела в восторг партер и вызвала возмущение аристократов – посетителей лож. В привычный фарс Мольер вкладывает новые, серьезные смыслы, ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устройства семьи. Богатый буржуа Арнольф – себялюбивый и самовлюбленный тиран с фобией рогоносца, берет на воспитание 4-летнюю девочку и в течение 13 лет «воспитывает» из нее свою будущую жену: пытается превратить в глупое, невежественное существо, которое было бы во всем ему подвластно и полностью соответствовало бы его понятиям и желаниям. Он убежден, что жена должна быть послушной рабой мужа, а в тупости и примитивности жены заключается залог ее верности:
Избрав ее женой, я шаг свершу неложный.
Да, лишь такой душой вертеть по воле можно!
Как самый мягкий воск, она в руке моей,
И я могу придать любую форму ей.
В подаче Мольера Арнольф – не просто потенциальный рогоносец и тем смешон. Он страшен, поскольку воспринимает человека как вещь, одержим идеей полной безраздельной власти над чужой личностью, и к тому же обладает богатством, а значит, и реальными возможностями осуществлять свои идеи.
Но с главным героем происходит ровно то, чего он боялся и высмеивал в других мужьях, у него не вышло избежать его личного Дамоклова меча – страха быть опозоренным изменой избранницы.
Наивная, кроткая, послушная Агнес влюбляется в молодого человека по имени Орас и благодаря этой любви превращается из несмышленой овечки в сообразительную и волевую натуру. «Пигмалион наоборот» – так пугает свою воспитанницу перспективой брачного союза с ним, что она ищет способы, как этого избежать и соединить свою судьбу с милым и добрым возлюбленным. Она оказалась тайной дочерью дворянки, и влюбленные вступают в брак, не смотря на многочисленные козни и к великому огорчению экс-наставника.
Далее были «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп», «Брак поневоле», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и другие постановки, с которыми театр объездил практически всю Европу. В некоторых странах были такие аншлаги, что представления приходилось проигрывать два-три раза. Выступления труппы и самого автора, которой почти всегда участвовал в постановках, вызывали шквал эмоций у зрителей.
Написанная смертельно больным Мольером комедия «Мнимый больной» (1673) – одна из самых веселых и жизнерадостных его комедий, где он, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (по предположениям биографов – туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении, блестяще отыграв роль, потерял сознание, и родственникам пришлось отнести его домой, где он умер, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Парижский архиепископ запретил хоронить нераскаявшегося грешника и отменил запрет только по указанию короля.
Сколько бы времени ни прошло и как бы ни менялся мир, а мольеровский коллективный герой – человеческие пороки и предрассудки, – останется неизменным. Он и еще неистощимая фантазия, остроумие и яркость образов делают пьесы величайшего драматурга Франции вечными: уже более 300 лет его бессмертные комедии входят в репертуар многих театров мира, не потеряв своей актуальности.
Сочинения Жана Батиста Мольера в традиционном и специальных форматах для незрячих и издания о нем широко представлены в фонде Российской государственной библиотеки для слепых.