+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости16 декабря – 100 лет со дня рождения тифлосурдопедагога Александра Мещерякова

16 декабря – 100 лет со дня рождения тифлосурдопедагога Александра Мещерякова (1923–1974)

С именем Александра Ивановича Мещерякова связаны коренные изменения в системе обучения и воспитания слепоглухих детей в России. Под его руководством индивидуальный метод обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи был заменен на массовую подготовку их к жизни и труду.

Александр Иванович Мещеряков родился в 1923 году в селе Гуменки Скопинского района Рязанской области в семье крестьянина. После окончания средней школы в 1941 году ушел на фронт. В боях за освобождение Белоруссии был тяжело ранен.

В 1950 году Александр Иванович окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1952 года работал в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. В этом институте он становится учеником, а затем продолжателем дела дефектолога, специалиста в области тифло- и сурдопедагогики Ивана Соколянского.
После его смерти в 1960 году Мещеряков осуществляет то, что не удалось его учителю при жизни – организует, наконец, лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей в Институте дефектологии в 1961 году и оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей. Он готовит к печати и издает в 1961 году большой сборник научных статей по проблеме слепоглухоты, где опубликованы три статьи Соколянского и очерк истории его жизни. Александр Иванович руководил лабораторией 13 лет (с 1961 по 1974 год). Все это время он активно работал как организатор и исследователь, научный руководитель.

Его первая научная работа по проблемам слепоглухоты была опубликована в 1960 году. Это была статья «Некоторые проблемы образов в связи с особенностями формирования психики слепоглухонемого ребенка». Он писал, что все свои представления об окружающем мире слепоглухонемой ребенок формирует только осязательно. При этом ученый категорично утверждал, что без организации специального обучения слепоглухой ребенок полностью лишается возможности психического развития.

Первой задачей формирования человеческой психики Александр Мещеряков считал формирование непосредственного образа окружающих предметов и простейших навыков поведения.

В 1969 году он публикует свою первую и последнюю экспериментальную работу в области слепоглухоты «О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых».

В многочисленных научных работах, выполненных на материале обучения слепоглухих, Мещеряков разрабатывал теорию формирования потребностей человека, и, продолжая традицию Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухого ребенка – жестов – из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка по инициативной роли взрослого. Мещеряков описал, как постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передачи инициативы действия самому ребенку.

Одновременно с научной работой Александр Мещеряков продолжает и доводит до конца огромную организационную работу по открытию специального учебного учреждения для слепоглухих в нашей стране. Для организации нового специального учебного учреждения необходимо было решить много организационно-практических задач.

Во-первых, нужно было выявить и учесть слепоглухих, нуждающихся в обучении. Для решения этой задачи были сделаны обращения во все областные отделы социального обеспечения России, в школы для слепых и в школы для глухих. Для выявления слепоглухих были организованы выступления по радио. В результате этой работы в лабораторию обратилось много родителей, дети которых имели выраженные нарушения в развитии и нигде не обучались. Часть обращений касалось детей с глубокой умственной отсталостью. После уточнения и проверки было выявлено 340 слепоглухих, из которых 120 человек были в возрасте до 20 лет.

Второй задачей была собственно организация учебного учреждения для слепоглухих. Полученные материалы о слепоглухих детях, нуждающихся в обучении, давали возможность ставить вопрос об организации специального учреждения для этих детей. Еще при жизни Ивана Соколянского было отказано в организации такого учебно-воспитательного учреждения в системе специального образования.

Понимая тяжесть их нарушения и необходимость организации не только педагогической, но и медицинской, и социальной помощи, было решено хлопотать об организации специального учреждения для слепоглухих в системе Министерства социального обеспечения РСФСР. Тогда уже известная на всю страну слепоглухая писательница и исследователь Ольга Скороходова обратилась с письмом о тяжелой участи слепоглухих детей в Правительство страны. Александр Мещеряков начал хлопоты в разных инстанциях об организации Детского дома. В результате было принято решение об открытии Детского дома для 50 слепоглухих детей на базе расформированного детского дома для сирот в подмосковном Загорске.
Следующей задачей была подготовка учителей и разработка учебных материалов – программ и пособий, позволяющих начать процесс обучения. При Институте дефектологии были организованы курсы по подготовке педагогического персонала для обучения слепоглухих. Первыми учителями слепоглухих в детском доме были педагоги массовых школ, прошедшие курсовую переподготовку.

Одновременно с этим решалась и следующая задача – создание учебных программ и методических пособий для обучения слепоглухих. За очень короткое время были написаны и ротапринтно изданы материалы к программам по основным предметам обучения: математике, развитию речи, предметным урокам, трудовому обучению и физическому воспитанию.

Детский дом для слепоглухонемых Министерства социального обеспечения РСФСР стал принимать детей 1 сентября 1963 года. Там стали обучаться 50 слепоглухих детей из разных регионов РСФСР, а потом и всего СССР.
В мае 1971 года Мещеряков защитил докторскую диссертацию «Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения)».
Александр Иванович Мещеряков умер 30 октября 1974 года в Москве.

В 1980 году ему вместе с Иваном Соколянским за цикл работ «Теоретическая разработка и практическая реализация психолого-педагогической системы воспитания и обучения слепоглухонемых в СССР» посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей. Однако эксперименты, проведенные этими учеными, и выводы, сделанные на основе их анализа, в конце 1980-х годов были подвергнуты критике как ошибочные.

В фонде Российской государственной библиотеки для слепых имеются два плоскопечатных издания Александра Ивановича Мещерякова. Взять издания можно, обратившись в отдел абонемента.

17 декабря 2023


Up!