Игорь Васильевич Лотарёв родился в Санкт-Петербурге. По матери он был родственником Афанасия Фета. С 8 лет начал писать стихи, с 15 издавал за свой счёт брошюры с ними. К 25 годам их набралось уже 35, первые 15 были изданы под настоящим именем, следующие 20 — под псевдонимом Игорь-Северянин (именно так, через дефис). Долгое время читатели и критики не обращали внимания на молодое дарование, пока в 1909 году писатель Иван Наживин не привёз одну из брошюр Северянина в Ясную Поляну и не прочитал стихи графу Льву Толстому. Прослушав стихотворение «Хабанера II», тот сказал: «это — литература? Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки». Отзыв попал в печать и сделал Северянина знаменитым.
На волне успеха Игорь-Северянин основал литературное направление — эгофутуризм, провозгласив: раз природа создала всех людей эгоистами, нужно развивать в себе это качество. Но очень скоро он покинул созданную им группу (в которую также вошли поэты Константин Олимпов, Георгий Ива́нов, Пётр Ларионов, Павел Кокорин и др.), заявив, что желает быть одиноким.
Знаковое стихотворение Серебряного века «Ананасы в шампанском» было написано Северяниным в 1915 году. Если говорить точно, то название его другое — «Увертюра» (стихотворение открывает сборник под названием «Ананасы в шампанском»). Автора вдохновил его будущий соперник Владимир Маяковский. Это произошло в Симферополе на так называемой Первой олимпиаде российского футуризма. Помимо них, выступали еще Давид Бурлюк и Вадим Баян. В воспоминаниях Баяна и зафиксирован эпизод с ананасами: «Варьируя и комбинируя кушанья, он надел на фруктовый ножичек кусочек ананаса и, окунув его в шампанское, попробовал. Комбинация пришлась ему по вкусу. Он немедленно предложил своей даме повторить его опыт и восторженно обратился к Северянину:
— Игорь Васильевич, попробуйте ананасы в шампанском, удивительно вкусно!
Северянин тут же сымпровизировал четыре строчки, игриво напевая их своей даме:
— Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо́ и остро́!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»
Публика, как пишет Баян, была в восторге от экспромта. Потом родились и две другие строфы, составившие почти что визитную карточку поэта. Сегодня в интернете можно прочесть рецепты «ананасов в шампанском» — как в виде коктейля, состоящего только из этих двух компонентов, так и с добавлением водки или коньяка, а также в виде желе, в котором сохраняются как застывшие пузырьки шампанского, так и алкогольное воздействие напитка.
Зрители выступлений Северянина вспоминали, что поэт поражал публику своеобразной манерой петь стихи на мотивы известных музыкальных произведений. Обладая прекрасной памятью, хорошим слухом и очень сильным голосом, он воспроизводил даже сложные оперные партии. Современники писали, что на одном выступлении некоторые люди так смеялись от «завывающего баритона» поэта, что покидали зал, чтобы отдышаться. Невозмутимого Северянина такое необычное для поэтического вечера веселье нисколько не смущало.
В феврале 1918 года в Политехническом музее в Москве состоялись выборы «короля поэтов». По итогам голосования победил Северянин, вице-королем окрестили Маяковского. С надетым на шею огромным миртовым венком до колен, взятым напрокат из похоронного бюро, король спел свои классические «поэзы», гордо вытянувшись и заложив руки за спину. Новый титул Северянин воспринял крайне серьёзно.
Игорь Северянин не прекращал писать стихи до своих последних дней. Он умер в 1941 году в оккупированной Германией Эстонии, где прожил в вынужденной эмиграции более 20 лет.