+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости16 октября — Всемирный день хлеба

16 октября — Всемирный день хлеба

 

Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства.

 

Хлеб появился более 5 тыс. лет назад в Древнем Египте. По преданию, это случилось в результате ошибки раба, который оставил тесто в теплом месте на всю ночь, из-за чего оно забродило. Незадачливый пекарь все равно поставил его в печь, и готовый продукт оказался вкуснее традиционных лепёшек.

 

Пока в XIV веке не появилась деревянная посуда, хлебные корки использовались в виде тарелок. После трапезы они скармливались скоту.

 

В старину белый хлеб употребляли люди из высшего сословия, а черный и серый считался едой бедноты. Лишь в XX веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, он стал пользоваться большей популярностью.

 

Хлеб выпекают из различного зерна: пшеницы, ржи, ячменя, риса, сорго, кукурузы, гречихи, проса. Зерно берут перемолотое и цельное.

 

Символом многих стран стал национальный хлеб — итальянские чиабатта и фокачча, кавказский лаваш, немецкий пумперникель, сербская чесница, венгерский лангош, французская бриошь, финляндский рейкялейпя, мексиканская тортилья, еврейская маца.

 

Есть несколько причин, почему нельзя выбрасывать хлеб. С древних времен он считался символом достатка и благополучия. Поэтому тот, кто отправляет на помойку ломти и горбушки, рискует, по поверью, что вместе с ними дом покинет процветание и счастье. Трепетное отношение к хлебу происходит и от того, что у христиан хлеб символизирует Тело Христово во время таинства причастия.

 

В нашей стране к хлебу и вовсе особое отношение. Неслучайно очень много пословиц и поговорок связано с ним: хлеб всему голова, без хлеба сыт не будешь, без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь, каждую крошку – в ладошку и мн. др. Впрочем, это совсем не случайно: на долю русского народа выпало потрясений, следствием чего был голод. Достаточно вспомнить про блокаду Ленинграда, когда кусок хлеба был самой большой ценностью. Таким образом, в памяти наших людей укоренилось почтение к этому продукту. И это мы можем проследить, рассмотрев несколько художественных произведений российских (советских) авторов за последние 130 лет.

 

Начнём с романа «Хлеб» (1895) Дмитрия Мамина-Сибиряка, материал для которого писатель собирал 10 лет. Его сильно заботила проблема вспышек голода на Урале, в частности от них страдал Шадринский уезд, который ранее славился богатыми урожаями. Мамин-Сибиряк изучил состояние хлебного рынка в Шадринске, объездил множество деревень уезда, сделав вывод, что причины голода кроются в следующих постоянно действующих факторах: проникновении в регион крупного капитала, недобросовестной конкуренции торговцев алкоголем, финансовых спекуляциях. Однако никакого политико-марксистского пафоса в романе Мамин-Сибиряк не выписывает, а просто ведёт нас по жизненному пути уральской семьи. Роман воспринимается как лирико-драматическое произведение с любовными приключениями и жизненными трагедиями… Критики приняли роман очень хорошо, особенно был восхищён им Николай Лесков.

 

После революции вышла повесть Александра Неверова «Ташкент — город хлебный» (1923), став в 1920-х годах была одной из самых популярных книг. Окончилась Гражданская война, и вроде бы всё страшное позади. Но всюду разруха, пришло засушливое лето, а с ним неурожай и как итог голод. Мама Мишки постоянно болеет, два братика слишком малы, а старшему уже двенадцать, и он обещал умирающему отцу заботиться о семье. А вокруг только и разговоров про Ташкент — такой далекий (две тысячи вёрст) и сытый (там много хлеба и зерна). И Мишка отправляется в Ташкент за хлебом и возвращается совсем другим человеком.

 

Сразу после войны был опубликован детский рассказ Константина Паустовского «Тёплый хлеб» (1945). Повествование начинается с того, что в деревне появляется раненый кавалерийский конь. Его выходил местный мельник, а подкармливала вся деревня. Однажды конь постучался в окно к мальчику Фильке, и тот сердито бросил ему хлеба в сугроб. Грубость потянула за собой серьёзные последствия. Как круги по воде от камня, брошенного в воду, может разрастись обида на причинённое зло, и исправить её в одиночку будет уже не под силу. Лишь искреннее чувство вины и поддержка друзей могут восстановить добрый мир.

 

Действие рассказа Виктора Астафьева «Последний кусок хлеба» (1958) происходит сразу после окончания Великая Отечественная война. 1947 год, когда пленных немцев отправляют домой. Поезд останавливается у старого домика железнодорожного рабочего, немец заходит в хату спросить воды. Сначала хозяин дома отвечал ему сердито, но потом делит с пленным свой обед. Бывшие враги расстаются приятелями. И в тяжелое голодное время есть место доброте и милосердию.

 

Все произведения есть в фондах Российской государственной библиотеки для слепых, а также в интернете, в частности на сайтах av3715.ru и «ЛитРес».

16 октября 2023


Up!