+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости16 сентября – 100 лет со дня рождения Марата Бирючкова

16 сентября – 100 лет со дня рождения Марата Бирючкова (1924–1999), журналиста, библиографа, тифлолога, заслуженного работника культуры Российской Федерации, почетного члена ВОС, участника Великой Отечественной войны

Марат Васильевич Бирючков принадлежал к творческим натурам, одержимым жаждой познания и стремлением передать свои знания людям. Он внес значительный вклад в социокультурную реабилитацию незрячих, в ознакомление широкой общественности с их достижениями. Более 40 лет он проработал в отделе тифлобиблиографии Российской государственной библиотеки для слепых, оказывая деятельную помощь незрячим в ознакомлении с литературой, отвечающей их требованиям и запросам.

Марат Васильевич родился в 1924 году в городе Сочи Краснодарского края в семье народного судьи. В 1941 году Марат окончил в этом городе среднюю школу и в первые дни войны ушел добровольцем на фронт. Участвовал в боях рядовым 235-го горно-стрелкового полка 28-й дивизии на Юго-Западном фронте под Киевом и Житомиром (в 1961 году его наградят медалью «За оборону Киева»).

В автобиографии Марата Васильевича (которая находится в архиве РГБС) говорится о том, что во время отхода нашей армии, в бою под городом Борисполем, Бирючков был тяжело ранен в ноги, подобран и укрыт местными жителями. Через несколько дней он был обнаружен немцами и отправлен в лагерь для военнопленных в Борисполь. Зимой 1941 года после выхода из лагерного лазарета Бирючков стал распространять антифашистские листовки о разгроме немцев под Москвой среди товарищей-военнопленных и был посажен в лагерную тюрьму, где несколько раз подвергался жестоким допросам гестапо. После 14-тидневного пребывания в тюрьме он бежал с твердым намерением вырваться из плена и вернуться в ряды действующей армии. Но, продвигаясь к своим, был снова схвачен немцами и заточен в лагерь для военнопленных в Красном хуторе.

Находясь в лагерях, Марат Бирючков выполнял тяжелые работы. В мае 1943 года при пожаре на артиллерийских складах, расположенных вблизи лагеря, он получил тяжелое ранение в голову и потерял зрение. После освобождения в апреле 1945 года союзными войсками Бирючков изъявил желание вернуться на Родину и был передан в распоряжение советского командования. В течение 1945–1946 годов он находился на излечении в военных госпиталях, а в апреле 1946 года был демобилизован как инвалид Отечественной войны I группы.
Еще находясь в госпитале, Марат Васильевич стал обучаться чтению и письму по системе Луи Брайля. С этого времени брайлевские книги стали его постоянными спутниками.

Незрячие учителя помогли Бирючкову не только овладеть навыками чтения рельефно-точечной книги, — они помогли ему поверить в себя. Начались поиски профессии. Марат Васильевич овладевает навыками массажа, затем игры на баяне. Тяга к высшему образованию привела его в Орехово-Зуевский педагогический институт. В 1950 году он перевелся на исторический факультет МГУ, который в 1955 году закончил, защитив на отлично дипломную работу «Исторические взгляды петрашевцев».

В 1956 году с университетским дипломом Марат Бирючков приходит устраиваться на работу в Республиканскую центральную библиотеку для слепых (ныне РГБС), где и находит свое призвание, став старшим редактором в отделе тифлобиблиографии. Он — один из первых незрячих библиографов в стране.

Вместе с другими специалистами Марат Васильевич закладывает основы новой области библиографической науки — тифлобиблиографоведения, библиографии литературы по вопросам тифлологии.

Тифлобиблиография обеспечивает подготовку, распространение и использование документов, предназначенных для слепых, и содействует их интеграции и адаптации в обществе.

Марат Бирючков выполнял самые сложные библиографические запросы, требующие широкого общекультурного и тифлологического кругозора. Со многими читателями библиотеки он был хорошо знаком. Среди постоянно контактирующих с ним лиц были известные деятели отечественной тифлопедагогики, организаторы и руководители Всероссийского общества слепых, работники периодических изданий для слепых, активные читатели-брайлисты (среди которых в начале 1950-х годов еще можно было встретить людей, помнивших дореволюционные библиотеки). За консультационной помощью к нему часто обращались студенты. О степени доверия к нему со стороны читателей свидетельствует тот факт, что вдова писателя Александра Белорукова передала Бирючкову архив, оставшийся после смерти ее мужа.

Марат Васильевич был активным участником общественного движения инвалидов по зрению, входил в состав редколлегий журналов «Призыв» и «Наша жизнь», выступал с лекциями по линии общества «Знание». Являясь одним из инициаторов и организаторов Музея истории ВОС, он обогатил его коллекцию многими экспонатами.

Тифлобиблиографическая деятельность предполагает обращение к литературе как специальных форматов (рельефно-точечные и озвученные издания), так и к обычным плоскопечатным изданиям, содержащим сведения по тифлологии. Марат Васильевич широко пользовался фондами РГБС, обращаясь также в случае необходимости и в другие крупнейшие книгохранилища. Дома у него была богатая личная библиотека, в которой были представлены многие справочные и энциклопедические издания, военная мемуарная литература, книги по другим отраслям знания. Особенно хорошо были представлены книги слепых авторов и сочинения о выдающихся незрячих всех времен и народов. Замечательная фонотека Бирючкова отражала не только его профессиональные интересы (произведения незрячих композиторов и др.), но и его увлеченность музыкой Прокофьева и Чайковского, Шостаковича и Вагнера, Бетховена, Моцарта и Рахманинова.

Среди документов из личного архива Марата Бирючкова, переданных в РГБС, немало книг о жизни и деятельности слепых, литература по тифлопедагогике и тифлопсихологии, тематические папки, годовые комплекты журналов для слепых с начала XX века и другие редкие документы (на этих материалах проставлен штамп: «Из книг М. В. Бирючкова»).

Каким образом Марату Васильевичу удавалось выполнять свои профессиональные обязанности? Он не только знакомился с различными рельефно-точечными изданиями, но и запоминал на слух многие фолианты, подвергал их анализу и затем создавал собственные литературно оформленные работы. Незаменимым его помощником и секретарем была жена Ольга Андреевна, которая помогала ему в разыскании материалов и литературных источников. Необходимую поддержку оказывали и коллеги по работе. Обладая исключительной памятью, Марат Васильевич свободно оперировал громадным фактическим материалом. Свои мысли он фиксировал на диктофоне, пользовался также прибором для письма по Брайлю. С первых же лет работы в библиотеке Бирючков в совершенстве овладел печатанием на обычной пишущей машинке.

При участии Марата Васильевича был подготовлен целый ряд библиографических и методических пособий. Особенно активно он занимался составлением «Календаря памятных дат из жизни и деятельности незрячих», выходящего ежегодно. Его перу также принадлежат персональные указатели, посвященные тифлопедагогам и выдающимся слепым.

Создавая свои библиографические очерки, Марат Бирючков проводил большую научно-исследовательскую работу. Он использовал самые разнообразные источники. В тематических папках, о которых говорилось выше, сохранились вырезки из газет, статьи из журналов, листки из отрывных календарей и другие документы, тщательно отобранные и систематизированные.

Марат Васильевич был инициатором создания и составителем первого словника многотомного библиографического указателя «Незрячие деятели науки и культуры», пять томов которого вышли в свет в 1971–1991 годах (первые три тома были отмечены премией по итогам конкурса на лучшую научную работу по актуальным проблемам библиотековедения и библиографоведения в 1979 году).
Большой вклад Марат Бирючков внес в создание тифлокниговедения, то есть книговедения, изучающего историю и распространение изданий для незрячих. Создавая свою монографию «Книга, несущая свет» (1995), Марат Васильевич поставил перед собой следующие задачи: «Мы попробуем проследить путь незрячих от полной неграмотности к книге, даровавшей им возможность читать самостоятельно с помощью осязания, познакомимся с наиболее важными вехами в истории становления и развития специальных библиотек, расскажем о первопроходцах рельефного книгопечатания и библиотечного дела для слепых, о людях, которые создают условия для общения незрячего с книгой. На конкретных примерах покажем воздействие книги на незрячего человека, на формирование его личности, трудовую деятельность». Другая монография Бирючкова — «История общественного движения незрячих Москвы» (1990) — в основном посвящена деятельности московской организации ВОС. Как тифлолог, он выступал автором статей в 3-м издании Большой советской энциклопедии, «Кратком дефектологическом словаре» (1964) и «Справочнике активиста ВОС» (1985 и 1989).

Марат Бирючков известен и как журналист. Эта сторона его деятельности представлена множеством работ, освещающих исторические аспекты и современные проблемы жизни и деятельности незрячих. Его статьи регулярно появлялись в периодических изданиях для слепых («Наша жизнь», «Школьный вестник» и др.), печатались за рубежом. Одна из последних его работ — проникновенно пересказанная для слепых детей «Земная жизнь Иисуса Христа».
Для Марата Васильевича была характерна независимость суждений, приверженность к выявлению и обобщению первичного фактического материала, широкое использование малодоступных источников. В монографиях и статьях Бирючкова упоминается множество лиц, связанных с деятельностью ВОС, с изданием книг для слепых, воспитанием и образованием незрячих. В своей совокупности его очерки могли бы стать основой для солидной тифлологической энциклопедии, первый шаг к созданию которой (в виде электронного издания «Силуэты») сделан. Подготовленное им исследование о Луи Брайле издано в 2002 году.

Марат Васильевич Бирючков жил полнокровной творческой жизнью, был оптимистично настроенным человеком и не переносил, когда кто-либо говорил о незрячих как об обездоленных людях. Во всяком случае себя Марат Васильевич обездоленным не считал. Он умер после тяжелой продолжительной болезни 9 марта 1999 года на 75-м году жизни. По словам жены ученого, Ольги Андреевны, за 3–4 дня до смерти он думал о том, какие тифлобиблиографические пособия ему надо создать.

16 сентября 2024


Up!