Борис Андреевич Лавренев – известный прозаик и драматург. Литературоведы 1980-х годов называли его создателем советской маринистики, писателем-патриотом, «расцвет таланта, которого пришелся на эпоху жестоких классовых битв, подарил нам много замечательных произведений, завоевавших огромную популярность у читателей нескольких поколений». В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения Лавренева, как повесть «Ветер», драма «Разлом», рассказы «Полынь-трава», «За тех, кто в море», повесть «Сорок первый» и др. В 1956 году по произведению Бориса Лавренева «Сорок первый» режиссер Георгий Чухрай снимает художественный фильм с молодыми актерами в главных ролях – Олегом Стриженовым и Изольдой Извицкой.
Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия – Сергеев) родился 17 июля 1891 года в Херсоне, в семье педагога-словесника. Гимназистом он сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе «Марина»).
Первые рассказы, стихотворения, рецензии Бориса появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912 году, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом «Борис Лавренев» он опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов «Жатва».
Во время Первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял. Когда началась Гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете.
В 1924 году вышли три повести Лавренева – «Ветер», «Звездный цвет» и «Сорок первый», сразу сделавшие их автора известным. За финал повести «Сорок первый» Лавренева стали называть «попутчиком» (стоит ли плакать над белым офицером?), постоянно поминая его непролетарское происхождение и недостаточность классового чутья. Но повесть пользовалась успехом и дважды в истории советского кино была экранизована – в 1927 году (с Адой Войцик) и 1956 году (с Изольдой Извицкой).
Повести «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры.
В 1928 году была опубликована драма «Разлом», имевшая большой успех и в течение 30 лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал вместе с К. Треневым и Вс. Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма «Песня о черноморцах» (1943), драма «За тех, кто в море» (1945).
Многие произведения Лавренева посвящены Севастополю и Черноморскому флоту. В 1934 году в Севастополе написаны повести «Стратегическая ошибка» и «Обыкновенное дело». В годы Великой Отечественной войны Борис Лавренев был корреспондентом центральных газет на черноморском театре военных действий, на Балтике и на Севере. Ряд очерков корреспонденций, рассказов посвящен участникам боев за Севастополь: «Подарок старшины» (1942), «Разведчик Вихров» (1942), «Чайная роза» (1943) и др. На освобождение Севастополя писатель откликнулся очерками «Город русской славы» и «салют Севастополю», опубликованными в 1944 году в газете «Известия» и журнале «Краснофлотец».
В 1950 году им была написана политическая драма «Голос Америки». Также писатель работал над романом об обороне Севастополя, но завершить его не успел. Борис Лавренев скончался 7 января 1959 года в Москве.