Михаил Александрович Врубель родился в Сибири, в Омске, куда на службу в 1853 году был послан его отец, Александр Михайлович Врубель, вскоре после женитьбы на Анне Григорьевне Басаргиной. Мать мальчика умерла, когда ему было три года.
Отец и его новая жена Елизавета Христиановна Вессель оказали большое влияние на художественное воспитание Михаила, всячески поощряя его к развитию художественных способностей. Мачеха была пианисткой, и в доме часто звучали Бетховен, Шопен, Моцарт.
Когда Михаил начал писать красками, одна из его первых картин, копия с пейзажа «Восход солнца» Гильдебрандта, попала в магазин Шмидта и была выставлена на продажу как настоящее художественное произведение.
Несмотря на явную склонность к искусству, Врубель поступает на юридический факультет Петербургского университета. В этот период он живет в семье брата мачехи – Николая Весселя, просветителя и рационалиста, не чуждого искусству. Он впитывает в себя все краски жизни и не боится отстаивать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства. В студенческие годы Врубель занимается репетиторством, совершает поездки в Швейцарию, Германию, Францию. Его очень притягивает артистическая атмосфера, он увлекается театром, по-прежнему рисует. Искусство захватывает Михаила все больше, в нем он ощущает свою жизненную потребность. Естественно, он запускает свои занятия в университете и с большим трудом ему удается уговорить отца дать разрешение остаться и продолжить обучение.
В ту пору выходит роман «Анна Каренина» Льва Толстого, который оказался в центре жаркой полемики. Врубель свои впечатления от романа переносил на иллюстрации, стремился «выточить свой шедевр». Уже тогда прослеживается «…особенная, чисто врубелевская филигранность, особенная нарядность самого рисунка, самой линии, формы. В развитом и измененном, конечно, виде эти черты будут присущи искусству Врубеля всю жизнь…» Университет Михаил все-таки оканчивает, непродолжительное время трудится в Военно-судном управлении, проходит военную службу и, получив чин бомбардира запаса, определяется в Академию художеств, окончательно уходит в искусство.
Сочетание противоположных, но одинаково важных импульсов – вдохновения и труда (вдохновение – «порыв страстный неопределенных желаний» и точная работа, направляемая, контролируемая разумом), к чему Врубель будет стремится всю жизнь, складывалось, формировалось еще здесь, в это время.
Подобно мастерам Возрождения, Врубель работал во всех видах искусства. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике.
Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн символического направления, а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя Павла Чистякова.
Во второй половине XIX века пробуждается интерес к русской истории, фольклору, народному искусству. В то время многие художники обращались к керамике. Для Михаила Врубеля увлечение майоликой было настолько сильным, что явилось ярким и значительным этапом его творчества. К первым годам увлечения Михаила Врубеля майоликой относится подставка для часов «Девушка в кокошнике». Его имя тесно связано с именем известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова и усадьбой Абрамцево, где была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики – изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Главной причиной образования керамической мастерской стала идея возрождения ручного гончарного искусства и восстановление усадебных печей, поскольку уникальные печи усадьбы с многоцветными изразцами ХVII века лежали в руинах. Совместная работа талантливого химика-керамиста Петра Ваулина, разработавшего новый технологический процесс и несколько уникальных рецептов красочных покрытий, и Врубеля дала выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства. Михаил Врубель – художник большого декоративного таланта – поднимает «утилитарное ремесло» до уровня настоящего искусства, ставшего вехой в истории русской скульптуры, ибо с его работами в традиционной скульптуре появился цвет во всем его великолепии. Абрамцевская керамическая мастерская стала настоящим феноменом русской культуры.
Жизнь этого удивительного человека закончилась трагично, его настигло психическое расстройство, в последние годы перед кончиной Михаил Врубель ослеп. Наследие Врубеля хранится в Абрамцеве, Русском Музее, Третьяковской галерее и многих других музеях мира.