17 мая – 80 лет со дня рождения Ирины Ванечкиной (1942–2013), музыканта, доцента, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан
Ирина Леонидовна Ванечкина родилась 17 мая 1942 года в Казани. Окончила музыкальное училище и Казанскую консерваторию по классу фортепиано.
Работала концертмейстером в консерватории и в знаменитой хоровой капелле Казанского университета. В 1968 году Ирина Леонидовна перешла на педагогическую работу в Казанский государственный педагогический институт.
Научная деятельность Ирины Ванечкиной, наряду с музыкально-педагогической, связана со всемирно известным студенческим конструкторским бюро «Прометей», основанном в 1960-е годы. У его истоков стояли студенты и преподаватели радиофакультета Казанского университета и Казанской консерватории. Идейным вдохновителем и организатором проектов СКБ был Булат Махмудович Галеев (1940–2009), доктор философских наук, художник. А его соратницей и супругой – Ирина Ванечкина.
В 90-е годы на базе бюро основали НИИ экспериментальной эстетики «Прометей», но позже как институт он был реорганизован.
Сама история «Прометея» начиналась с первого в СССР исполнения в 1962 году симфонического сочинения Александра Николаевича Скрябина с партией света. Скрябин обладал «цветным слухом» и хотел, чтобы его музыка была не только слышима, но и видима, он вставил в партитуру своего сочинения световую строку (luce), пучки света разных цветов должны были сочетаться с музыкой.
Музыка так и осталась таким камертоном для разработок «Прометея», важнейшей в этой связи была деятельность Ванечкиной. Она посвятила много времени изучению световой строки Luce в «Поэме огня» Скрябина.
В 1981 году вышла ее монография «Поэма огня» в соавторстве с Галеевым (позже она была переработана и переиздана в 2010 году), затем состоялась защита диссертации, посвященной анализу световой строки композитора.
Исследования «световой симфонии» Александра Скрябина, «цветового слуха» представлены в монографии, в многочисленных статьях, изданных в том числе за рубежом, цитируются в книгах и диссертациях иностранных ученых, включены в музыкально-энциклопедические справочники. Во всех художественных экспериментах «Прометея» Ирина Ванечкина принимала самое деятельное участие как специалист и исполнитель партии света (к произведениям Скрябина, Римского-Корсакова, Яруллина, Свиридова), при съемке первых в СССР светомузыкальных фильмов «Прометей», «Вечное движение», «Маленький триптих»), в реализации первого в СССР светозвукового спектакля под открытом небом «Навечно в памяти народной», посвященного 25-летию Победы.
Первой в стране Ванечкина освоила и активно внедряла с учениками прогрессивную методику «рисования музыки». По результатам этой работы в соавторстве с Ириной Трофимовой была издана книга «Дети рисуют музыку» (2000). Позднее, в 2012 году вышла в свет книга «Беседы о музыке и синтез искусств», адресованная всем, кто любит музыку.
Булату Галееву посвящена книга «Планета Галеев» (2010), содержание и общая композиция которой дают основания рассматривать ее как первую монографию о его жизни и творчестве.