Вячеслава Пьецуха называли одним из самых интересных и ярких писателей современности. Основные темы его творчества – парадоксы нынешней современной жизни, загадки души русского человека, вечные и сложные взаимоотношения власти и народа.
Он был носителем подлинного современного русского языка, не испорченного ни англицизмами, ни жаргоном, ни «филологией», ни риторикой, ни, так сказать, псевдонародностью, чем на излете грешили некогда талантливые «деревенщики».
В своем роде именно он – наследник великой традиции, от Гоголя до наших дней. В его прозе почти нет прямых диалогов, больше косвенные, и, несмотря на то, что речь его персонажей окрашена языковым богатством автора, диалоги эти как будто бы принадлежат и им тоже. Эти переходы прямой речи в косвенную, этот особенный мир, населенный почти гоголевскими уродцами – свидетельство виртуозного мастерства.
Блеснул он, правда, далеко не сразу, в начале 80-х, когда ему было уже сильно за тридцать. Так пишет о нем его близкий друг, писатель Евгений Попов: «Коренной москвич, выпускник исторического факультета МГПУ, педагогического института, Пьецух около 10 лет работал по специальности: в школе. В начале 80-х вышла первая книга Пьецуха, и тогда же он резко поменял свою судьбу. Ушел из школы, работал радиокорреспондентом, затем слесарем и плотником-бетонщиком на строительстве ГЭС на Колыме. Длительное время сотрудничал с журналом “Сельская молодежь” в качестве литературного консультанта».
Самые известные сборники произведений Вячеслава Пьецуха — «Русские цветы зла», «Новая московская философия», «Искусство существования», трилогия о городе Глупове, «Государственное дитя», «Деревенские дневники», рассказы «Веселые времена» и др.
Печатался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Волга», «Столица» в альманахе «Конец века» и др.
С января 1993 год по июль 1995 год был главным редактором журнала «Дружба народов».
Многие годы Вячеслав Алексеевич вместе с женой, Ириной Борисовной Ефимович (по профессии она была искусствоведом) жили в деревне Устье (Зубцовский район Тверской области, в 40 км от г. Ржева).
Здесь они фактически организовали поселение писателей и художников, где царил «дух дружбы и хорошей коммуны». В разные годы Вячеслав Пьецух во многом помогал колхозу «Сознательный». Обычно писатель приезжал в Устье ранней весной и жил до зимы. Когда приезжал – поднимал российский флаг над домом. Это был сигнал для всех: хозяин дома, можно заходить.
В деревне Устье писатель создавал свои литературные произведения и работал на приусадебном участке. Все это общение с местными жителями затем нашло отражение в повестях и рассказах писателя, например, в «Деревенских дневниках» (2007).
Тифлобиблиографический отдел подготовил рекомендательный список воспроизведенной литературы с биографией писателя, который размещен на сайте библиотеки в разделе «Тифлология» или его можно получить по электронной почте: tiflo@rgbs.ru