+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости18 октября — Всемирный день конфет

18 октября — Всемирный день конфет

Конфеты и книги. С раннего детства они сопровождают нас всю жизнь. Как от вкусной конфеты, так и от чтения хорошей книги в нашем организме вырабатывается гормон радости — серотонин. Многие конфеты носят имена литературных героев или названия сказок — «Красная Шапочка», «Незнайка», «Гулливер», «Кот в сапогах», «Золотой ключик…» На фантиках пишут пословицы, пожелания и предсказания, буквы азбуки, таблицу умножения, а значит, их наделяют образовательной и развивающей функцией. Иллюстрации из сказок и детских произведений могут заинтересовать ребёнка книгой и привлечь его к чтению.

В начале XIX века в Европе родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную. Продавались конфеты в красивых жестяных коробках и стоили очень дорого. Затем кондитеры поняли, что большую коробку трудно продать из-за дороговизны, и придумали индивидуальную упаковку для каждой конфеты.

В конце XIX — начале ХХ вв. в России над разработкой дизайна кондитерских упаковок работали такие известные художники, как Виктор Васнецов, Иван Билибин, Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Выпускались серии конфет «Русские писатели», «Басни Крылова». Карамель и шоколад посвящались юбилеям писателей — Пушкина и Гоголя. Причем кондитеры производили не только карамель «Гоголь» с портретом классика, но и лакомства с изображением героев из гоголевских произведений и небольшими цитатами из них. Сегодня уже вряд ли кто-то ответит, чья начинка была вкуснее — Собакевича, Бобчинского или Тараса Бульбы. А к юбилею Пушкина были изданы миниатюрные книжки его поэм и сказок, которые вкладывали в конфетные коробки.

Примечательно, что «буревестник революции» Максим Горький был «воспет» в карамели именно царскими кондитерами — конфеты с портретом знаменитого задолго до 1917 года молодого писателя выпустила фабрика купца Динга. Даже советская власть не оказала Горькому таких именных конфетных почестей, хотя многочисленные варианты «буревестников» с конвейеров сходили регулярно. В дореволюционную писательскую серию угодил и Лев Толстой — художники фабрики Филиппова изобразили российского классика босым, в полный рост, на фоне фамильного имения. Попали на имперскую обёртку оперный певец Леонид Собинов и художник Виктор Васнецов. Всемирная слава этих русских талантов, безусловно, добавляла авторитета и самой Российской Империи, так что эти фантики с чистой совестью можно отнести к пропагандистским — мол, знай наших!

После революции качество полиграфии фантиков сильно упало. Не хватало расходных материалов — краски и бумаги, потому широко распространились однокрасочные обёртки, которые намного проще делать. В 20-е годы публика обнаружила на этикетках героев нового времени — Данко, Чапаева, пионеров и октябрят, но они лишь отчасти потеснили любимых литературных персонажей. На заре советской власти страна боролась с неграмотностью, и в кондитерских магазинах можно было купить конфеты, завернутые в фантики, изображающие азбуку: А — аэроплан, Д — дирижабль, М — метро. В 1918 году в РСФСР была введена метрическая система мер, и для популяризации новой системы и облегчения её восприятия также появились фантики. У истоков этого направления стоял Владимир Маяковский, который и писал тексты, и рисовал. Лучшие конфетные обёртки Маяковского и художника Александра Родченко удостоились наград Парижской художественной выставки 1925 года.

30 марта 1924 года газета «Правда» писала: «Маяковским, совместно с Родченко, по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обёртки, рисунки и агитстроки. Намечены серии „Вожди революции“, „Индустрия“, „Красная Москва“ — сорта конфет, преимущественно потребляемые деревней. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних „конфетных“ названий и рисунков такими, в которых чётко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев…»

Владимир Маяковский создал более сотни коротких стихов для Моссельпрома. Свет увидело около 60. Найдено и хранится (в основном в Музее Маяковского в Москве) значительно меньше. Большинство текстов для этикеток написано весело и с чувством. Многие из окружения поэта критиковали его за то, что «тратит себя на рекламу», но Маяковский отвечал, что считает моссельпромовские стихи «поэзией самой высокой квалификации».

На фантиках советского периода можно проследить, какие проблемы существовали тогда в нашей стране. Многие обёртки выполняли функцию миниатюрных плакатов — прославляли Красную армию, советское правительство. В фантиках можно было почерпнуть полезную информацию: скушав конфету «Носорог», ребёнок узнавал, где водится этот зверь, сколько живёт, чем питается… Таким образом сладости ненавязчиво образовывали даже двоечников. Были конфеты с репродукциями картин известных художников, фантики агитационной направленности («Урожай убрал ты в срок — очень Родине помог!» — гласила надпись на конфете «Урожай»). И даже карамель «Ильич» и «Интернационал».

В середине 1930-х кондитерские изделия лишаются функции агитации. Существенно поднимается и качество оформления обёрток. Разрабатываются новые нейтральные бренды, ставшие эталонами вкуса, с которыми прожили жизнь три поколения советских людей — «Кара-Кум», «Маска», «Чародейка», «Мишка на Севере» и др. Заимствуется и часть дореволюционных брендов, любимых потребителями — «Раковые шейки», «Ну-ка отними!» и так далее. Отражались в кондитерской упаковке и значительные события в мирной жизни — строительство метрополитена, возведение стадионов. С конца 50-х годов излюбленной темой упаковки стало покорение космоса. В следующем десятилетии на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами. Над созданием советской упаковки работало много художников и мастеров книжной иллюстрации, их изделия часто не уступали по графике детской книге.

В постсоветский период новые образцы упаковки почти не разрабатывались — многие кондитерские производства закрылись на реконструкцию или просто перестали существовать, а рынок заполнила зарубежная кондитерская продукция. Но со временем стали появляться новые виды развесных конфет. Помимо традиционных героев, в оформлении появились Смешарики, Три кота, Маша и Медведь и другие новые герои мультфильмов.

18 октября 2023


Up!