3 июня – Всемирный день велосипеда
Оказывается, у привычного для нас велосипеда есть свой собственный праздник, причем он отмечается во многих странах мира и даже не один раз в году.
Велосипед считается одним из самых доступных и экологически чистых видов транспорта. Его выбирают те люди, кто беспокоится об окружающей среде и бережет свое здоровье. Велосипед делает человека добрее. Помните, как почтальон Печкин из мультфильма «Трое из Простоквашино», снятого по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», заявлял об этом свойстве велосипеда так: «Извините, я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну…»
А еще велосипед позволяет быть мобильным и расширять личные границы познания мира. Как поется в песне из мультфильма «Прогулка Кота Леопольда»:
Лечу, лечу, лечу
Не знаю куда.
Хочу, хочу,
Чтоб это было всегда.
Сильней, сильней, сильней
Лишь зубы сомкну,
Но я назад не поверну.
Согласно официальной общепринятой версии, изобретателем велосипеда считается немецкий барон Карл фон Дрез, который запатентовал его в 1817 году. Этот аппарат имел деревянную раму, у него отсутствовали педали и он был скорее похожим на современный беговел (детский гибрид велосипеда и самоката). С 1870-х годов стали популярными пенни-фартинги – велосипеды с большим передним и маленьким задним колесом. Прототип современных велосипедов создал английский изобретатель Джон Кемп Старли в 1884 году. Его роднят с сегодняшними аналогами цепная передача на заднее колесо, одинаковые по размеру колеса и сиденье между колесами.
Именно с этого времени велосипед и становится популярным персонажем литературных произведений.
Так, американский писатель Марк Твен написал ироничный рассказ, по которому был назван целый сборник «Укрощение велосипеда». И хотя он вышел в 1917 году, писатель описывает то, как он в 1880-е годы учился ездить на велосипеде с высоким колесом.
«Инструктор кратко описал его достоинства, потом сел ему на спину и проехался немножко, чтобы показать, как это просто делается. Он сказал, что труднее всего, пожалуй, выучиться соскакивать, так что это мы оставим напоследок, – читаем мы. – Однако он ошибся. К его изумлению и радости обнаружилось, что ему нужно только посадить меня и отойти в сторонку, а соскочу я сам. Я соскочил с невиданной быстротой, несмотря на полное отсутствие опыта. Он стал с правой стороны, подтолкнул машину – и вдруг все мы оказались на земле: внизу он, на нем я, а сверху машина».
В 1900 году вышла книга английского писателя Джерома Клапка Джерома «Трое на четырех колесах», в которой описывается, как трое джентльменов отправились в велосипедное путешествие по Германии, чтобы слегка отдохнуть. Велосипеды только что стали таким же привычным предметом в жизни, каким мы их видим сегодня. Несмотря на минувшие более чем 120 лет, многие замечания Джерома по поводу велосипедов и велосипедных изобретений по-прежнему смешны и актуальны.
Кстати, в то время путешествия на велосипедах приобрели популярность. И даже по всему миру. Именно об этом – книга современной итальянской детской писательницы Фанчеллы Балеструччи «Энни. Вокруг света на велосипеде». Она основана на реальной истории Энни Коэн Копчовски (1870‒1947).
1894 год. 24-летняя Энни решается на безумное пари с двумя джентльменами и отправляется в кругосветное путешествие на велосипеде. Начав свой путь в Бостоне, она побывала в Нью-Йорке, Париже, Константинополе, Иерусалиме, Бомбее, Нагасаки и ни разу не получала денег из дома. По условиям пари, она должна была зарабатывать себе на проживание и дорогу во время своего путешествия. К счастью, ей везло, но на одном везении далеко не уедешь, и Энни стойко прошла все испытания, что ждали ее в пути: две тюрьмы, ограбление, сломанная нога и рана от индийского охотника…
Вообще художественных произведений, в которых фигурирует велосипед, достаточно много. Формат нашего поста не позволяет сделать их обзор.
В завершение мы хотим рассказать об одной интересной и познавательной книге, связанной с велосипедом, но уже в другом жанре – это путеводитель по столице «Москва двухколесная. Поехали! Бульварное кольцо. Маршрут 1». Увлечение ее автора Олега Жданова историей и историей Москвы в особенности, вылилось в серию путеводителей по родному городу. Это первая книга из серии путеводителей для велосипедистов, и прижизненное издание автора. Она позволяет узнать много нового о местах, улицах и домах, мимо которых обычно проносятся с ветерком, особенно если дорога идет под горку.