Фёдор Николаевич Глинка родился в 1786 году в имении Сутоки Смоленской губернии. Он представитель древнего дворянского рода, из которого вышел и крупнейший русский композитор.
Фёдор воспитывался в Первом кадетском корпусе в Петербурге. В 1803 году назначен прапорщиком в Апшеронский полк под командование генерала Милорадовича. Участвовал в боях 1805–1906 годов против французов, сражался под Аустерлицем. По завершении кампании ушёл по болезни в отставку и вернулся в Сутоки. В 1812 году снова поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 года. Сражался на полях Бородина, при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене.
Литературную известность Глинка получил прежде всего как военный писатель. Под впечатлением своей первой войны он написал «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Венгрии, с описанием походов 1805–1806 годов», а после Отечественной войны продолжил свой труд, в целом составивший восемь томов.
В годы Отечественной войны Фёдор Глинка начал писать и военно-патриотические стихи, которые «старался приспособить к любимым песням народным». Писать солдатским слогом, без украшений, понятно и просто:
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь — где узы плена,
Иль смерть — где росские знамена?
В героях быть или в рабах?
Теперь, возможно, самое известное сочинение Фёдора Глинки — русский романс «Вот мчится тройка удалая». Музыку к стихотворению написали несколько композиторов, но самой известной стала первая — Алексея Верстовского, 1828 года. То был фрагмент стихотворения «Сон русского на чужбине (1825).
Свеча, чуть теплясь, догорала,
Камин, дымяся, погасал;
Мечта мне что-то напевала,
И сон меня околдовал…
Уснул — и вижу я долины
В наряде праздничном весны
И деревенские картины
Заветной русской стороны!..
Играет рог, звенят цевницы,
И гонят парни и девицы
Свои стада на влажный луг.
Уж веял, веял теплый дух
Весенней жизни и свободы
От долгой и крутой зимы.
И рвутся из своей тюрьмы,
И хлещут с гор кипучи воды…
Пловцов брадатых на стругах
Несется с гулом отклик долгой;
И широко гуляет Волга
В заповедны́х своих лугах…
Поляны муравы одели,
И, вместо пальм и пышных роз,
Густеют молодые ели,
И льется запах от берез…
И мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик — дар Валдая —
Гудёт, качаясь под дугой…
Младой ямщик бежит с полночи:
Ему сгрустнулося в тиши,
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души:
«Ах, очи, очи голубые!
Вы иссушили молодца!
Зачем, о люди, люди злые,
Зачем разрознили сердца?
Теперь я горький сиротина!»
И вдруг махнул по всем по трем…
Но я расстался с милым сном,
И чужеземная картина
Сияла пышно предо мной:
Немецкий город… все красиво…
Но я в раздумье молчаливо
Вздохнул по стороне родной!
Хотя Глинка не участвовал в декабрьском восстании 1825 года, но ему пришлось отвечать за дружбу с Рылеевым, за деятельность в тайной организации «Союз благоденствия», при его участии и основанной. С марта по июнь 1826 года поэт был заключён в Петропавловскую крепость, потом с исключением из военной службы сослан в Петрозаводск.
Увидев природу Карелии, ознакомившись с жизнью карельского народа, поэт создал несколько поэм о малоизвестном тогда крае. «Описательное стихотворение в четырёх частях» «Карелия, или заключение Марфы Иоанновны Романовой» вышло в 1830 году в Петербурге при содействии А. С. Пушкина. Поэма понравилась критикам за отражение образа и красоты Карелии. В рецензии Пушкин писал: «Из всех наших поэтов Фёдор Глинка, может быть, самый оригинальный. Он не исповедует ни древнего, ни французского классицизма, он не следует ни готическому, ни новейшему романтизму…» Вильгельм Кюхельбекер в «Дневнике» отмечал: «Фёдор Глинка и однообразен, и тёмен, и нередко странен; но люблю за то, что идёт своим путём».
В 1862 году поэт переселился в Тверь, занимался там археологией, участвовал в общественных делах. Сохранил до глубокой старости свежесть ума. Основал Тверское благотворительное общество «доброхотной копейки», учредившее бесплатную столовую для нищих и ремесленную школу. В 1875 году был избран, несмотря на преклонный возраст, гласным городской думы Твери.
Фёдор Николаевич умер в 93 года, был похоронен с воинскими почестями в Жёлтиковом монастыре около Твери. В советское время монастырь был уничтожен; теперь восстанавливается, но могила поэта не сохранилась.