+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости19 мая – День русской печи

19 мая – День русской печи

Русская печь – уникальное явление восточнославянской культуры, появившееся на Руси в IX–Х веке. Печка стала персонажем сказок и былин, поговорок и пословиц, вошла в известные литературные произведения.

Печь преподносит сюрпризы и задает современному человеку много загадок. Давайте-ка разгадаем одну из них.

В повести Николая Гоголя «Вий» главный герой Хома Брут, странствующий философ и богослов, убивает ведьму, дочку сотника, и по ее завещанию должен молиться три ночи о ее грешной душе.

«Когда солнце стало садиться, мертвую понесли в церковь… Гроб поставили посередине, против самого алтаря. Старый сотник поцеловал еще раз умершую, повергнулся ниц и вышел вместе с носильщиками вон, дав повеление хорошенько накормить философа и после ужина проводить его в церковь. Пришедши в кухню, все несшие гроб начали прикладывать руки к печке…»

Вопрос: а зачем они так делают – прикладывают руки к печке? Кстати, прикладывали всегда ладони. Может, им было холодно? Нет – время было летнее, каникулы у бурсаков-семинаристов. Автор нам также сообщает, что так «обыкновенно делают малороссияне, увидевши мертвеца». Может быть, они очень боялись мертвецов и их трясло от страха? Вряд ли. Сельский житель, даже самый юный, всегда был рядом с круговоротом смертей и рождений, непосредственно наблюдая это каждый год своими глазами. Тем более что даже мертвая, панночка, была красива необычайно: «Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста – рубины, готовые усмехнуться…» То есть тело не было обезображено, не было страшным. Так в чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос перечислим несколько любопытных фактов о русской печи.

Печь связана с представлениями о предках и контактах с ними. Есть предположение, что в нише под русской печью в древности стояли горшки с костями и пеплом людей, то есть погребальные урны. Мертвые были в печи, охраняя живых. Души мертвых дышали паром свежеиспеченного хлеба. В конце родительской субботы хозяин дома провожал покойников-предков, протягивая от печи белое полотенце до окна – «идите, ножки не запачкайте». Мертвые не любят выходить через дверь, там порог. С порогом своя сложная история, он также связан с покойными, но порог охраняет только вход. За порогом – чуждый мир. Кстати, поэтому невесту (принадлежащую другому миру) переносят через порог на руках, чтобы она не рассыпалась, и ее не убил предок под порогом. Когда она оказывается в доме, то дальше совершает ритуальное действие: бросает в растопленную печь петуха, которого съедят предки. В мягком варианте на второй день свадьбы она варит лапшу из петуха, которую едят родственники. Благодаря этим обрядам мертвые и живые принимали невесту в свой род и в свой мир.

Сваха, приходя в дом, прикладывала руки к печи. Она не проходила в дом, а изображала пришельца из другого мира, в который должна была увести невесту. И первое, что она делала, обращалась к умершим предкам невесты. Далее следовало ритуальное обращение к родителям. Если жених был люб, то девушка при сватовстве ковыряла печку, символически разрушая свой очаг и показывая, что хочет присоединиться к другому роду.

Печь была местом чистоты и поклонения. При печи нельзя было ругаться, заниматься сексом, а уж тем более на печи. Это место сосредоточия душ предков-защитников. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка с братцем спасаются благодаря печке: «Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице».

Повитуха, омывая родившегося младенца, дотрагивалась его ступнями до печки и обходила с ним вокруг очага. Если родившийся ребенок был очень слабеньким, то существовал специальный обряд перепекания младенца в печке. Баба-яга то и дело старается испечь детей в печи, но все у нее не получается, ни в одной сказке не удалось (это тоже тема отдельного разговора, про то, кто такая эта самая яга). То есть печь приносила здоровье и давала силы. И тут стоит вспомнить Илью Муромца, который провел 33 года на печи, набираясь от нее богатырских сил.

Печь по своей конструкции вертикальна. Она уподобляется мировому древу. Дымовая труба – это верхний небесный мир. Средняя часть – там, где топка, – это мир упорядоченный, человеческий. Труба связывает жилище с верхним миром, туда, как птицы, улетают души умерших – навьи. Печную заслонку открывали, когда кто-то умирал. Заслонка – преграда на границе жизни и смерти. Низ печи связан с подземным миром, миром мертвых. Именно там живет домовой, охраняющий дом и соединяющий в себе черты тотемного животного и предка. Прикладывая ладони к печи, человек контактирует со своими умершими предками.

Так что же делают казаки из повести «Вий»? Панночка погибла очень молодой, до срока, а также обстоятельства ее смерти крайне подозрительны. У нее есть все шансы стать заложным покойником, тем, кто не получает успокоения после смерти и возвращается вредить живым. Поэтому и прикладывают казаки ладони к печке: «Чур, меня». Чур – это щур или пращур. Просят предков передать свою силу и защитить от чужой смерти, от «нехорошего» покойника.

Тема русской печи очень глубока, связана с массой смыслов. С ней связана и поговорка «плясать от печки», и уже упоминавшаяся ранее Баба-яга, и «невинные» детские игры – ладушки и салочки. Все не раскроешь в небольшой заметке. Что же стоит почитать, чтобы узнать лучше, как русскую печь, так и жизнь своих предков, открыть спрятанные смыслы народных сказок?

Книга Марины Улыбышевой «Русская изба. От печки до лавочки» работает как машина времени. Она переносит в XIX век, в большую крестьянскую семью, которая живет в настоящей русской избе с настоящей русской печкой. Ее хорошо читать вместе с детьми (есть в библиотеке «Литрес»).

Книга Ольги Стрижибиковой «Русская печь» не только про кулинарные рецепты, она про то, как вернуться к своим истокам – к семье, к природе, к разумному потреблению. Ольга – фермер, живет с большой семьей в деревне. Читайте в Литрес.

А тем, кто хочет погрузиться в фольклористику и в связи литературы и фольклора, рекомендуем послушать яркие и глубокие лекции Софьи Агранович (1944–2005), филолога, литературоведа и фольклориста https://www.youtube.com/playlist?list=PL…. Она разработала авторский курс по истории и теории фольклора, а также вела студенческий семинар, изучающий связи фольклора и литературы. Занималась изучением отражения в современном художественном сознании древних мифологических представлений.

19 мая 2023


Up!