+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости2 февраля — День сурка

2 февраля — День сурка

2 февраля западные христиане отмечают Сретение Господня. В Русской церкви этот праздник приходится на 15 февраля, то есть 2 февраля по юлианскому календарю. В народе Сретение знаменует встречу зимы с весной — устраивают гадания, в частности предсказывают погоду по поведению животных.

Немецкие иммигранты «завезли» этот праздник в Америку, где барсуки не водятся, зато есть свой местный зверек — лесной сурок, который и должен предсказать погоду на ближайшее будущее. Если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору — значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и, пугаясь её, прячется обратно в нору — будет ещё шесть недель зимы.

 

В 1886 году газета Spirit (город Панксатони, штат Пенсильвания, США) впервые назвала 2 февраля Днём сурка. В следующем году в том же городе прошли первые праздничные мероприятия, на которых сурков публично выманивали из нор.

 

В 1993 году в прокат вышла американская кинокомедия «День сурка», благодаря которой выражение «День сурка» стало крылатым во многих языках мира, в том числе в русском. Только в другом значении — как синоним монотонной жизни с одними и теми же повторяющимися событиями. Дело в том, что в фильме главный герой, метеоролог Фил Коннорс, во время ежегодного празднования Дня сурка в Панксатони попадает в так называемую временну́ю петлю. Он проживает каждый день всё то же 2 февраля, при этом помнит предыдущие события, «повторения», а остальной мир никаких повторений не замечает. Переосмыслив своё отношение к жизни, герой завоёвывает внимание любимой женщины и вырывается из петли.

 

Вообще говоря, временная петля — популярный сюжет в фантастической литературе, который появился ещё в первой половине XX века. Одно из первых произведений, где рассматривалась проблема временных петель, было написано в 1941 году — это рассказ Роберта Хайнлайна «По пятам» (под таким названием его можно прочесть в библиотеке av3715.ru, в других переводах он значится как «По собственным следам» и «По замкнутому кругу»). Начало действия — 1952 год. Студент Боб Вилсон в спешке пишет дипломную работу, тут в квартире появляется незнакомец по имени Джо с диском — машиной времени и уговаривает Боба отправиться с ним в будущее. Боб не верит незнакомцу. Из диска выходит второй незнакомец, пытается остановить Джо и отговорить Боба. Завязывается драка, в которой Боб случайно падает в машину времени. Попадает в будущее — 30 тыс. лет спустя…

 

В 50–60-е годы XX века тема временной петли получает свое развитие в литературе. В частности, к ней обращается Станислав Лем в своём цикле научно-фантастических рассказов «Звёздные дневники Ийона Тихого» (можно получить в фонде РГБС, прослушать на сайтах av3715.ru и «ЛитРес»). Первый рассказ с участием Ийона Тихого был опубликован в 1953 году, рассказ о седьмом путешествии — в 1964-м. Космонавт-исследователь Ийон Тихий в своём седьмом путешествии попадает во временную петлю из-за поломки корабля. Он начинает множиться на глазах и встречается с самим собой понедельничным, четверговым, воскресным, пятничным, прошлогодним и другими — из прошлого и будущего.

 

Одной из вариаций темы временной петли в литературе становится то, герои произведения, попадая в прошлое, должны или исправить будущие события, или предотвратить ход определённых событий, чтобы вышло как надо. Так, в романе

Айзека Азимова «Конец Вечности» (1955) (книгу можно найти в нескольких форматах в каталоге РГБС, в библиотеке av3715.ru, а также на «ЛитРес») работники Вечности (структуры управления Землёй, которая возникла благодаря огромной временной петле) анализируют происходящее и оказывают влияние на прошлое. Задача главного героя — техника Эндрю Харлан — состоит в том, чтобы переместиться в прошлое и внести изменения, которое повлияет на ход событий. Чаще всего это незначительные действия: переложить какую-либо вещь или даже подвинуть стул. Благодаря цепной реакции простое действие может полностью изменить историю…

 

 А в 1970-х годах Аркадий и Борис Стругацкие придумали сюжет о неизбежности судьбы, в котором человек попадает во временную петлю и пытается изменить историю (предупредить Сталина о том, что будет война, Жданова — о блокаде Ленинграда, отца об аресте), но у него ничего не получается. Подобной истории напечатать в то время было нельзя, и Аркадий Стругацкий под псевдонимом С. Ярославцев написал произведение, которое могло бы пройти цензуру. Фантастическая повесть «Подробности жизни Никиты Воронцова» вышла в 1984 году (с ней можно ознакомиться на av3715.ru и «ЛитРес»). Следователь прокуратуры показывает своему давнему другу, писателю, дневник недавно погибшего Никиты Воронцова. Умерший прожил множество раз одну и ту же жизнь, пройдя Великую Отечественную войну, и не в силах ничего изменить к лучшему ни в своей жизни, ни в жизни друзей и родных. Следствие признало дневник странной случайностью, и теперь писатель и сотрудник прокуратуры на досуге вместе думают над загадкой жизни Никиты Воронцова. Завершается повесть фразой: «Лучше к чертям в ад, чем обратно».

2 февраля 2023


Up!