2 июня — 145 лет со дня рождения советского прозаика и драматурга Константина Тренёва (1876–1945)
Константин Андреевич Тренёв родился в Харьковской губернии в семье бывшего крепостного крестьянина. Вскоре семья переселилась в Область Войска Донского, где давали наделы безземельным, но свободным людям. Хутор Мокрая Журавка (около нынешнего города Миллерово Ростовской области) теперь называется Тренёвка, по фамилии отца писателя Андрея Кирилловича, осваивавшего засушливую степь.
В сельской школе Константин был способным учеником, сочинял истории. Учительница сама отвезла подростка в станицу Каменскую. Там он окончил окружное училище, после — духовную семинарию в Новочеркасске, затем уехал в Петербург, поступил в духовную академию и одновременно в Археологический институт. Работал учителем. Увлёкся толстовством. Вернулся в Новочеркасск.
Первый очерк Тренёва увидел свет в 1898 году в ростовской газете «Донская речь». В 1903 году Тренёв начал публиковаться в столичной прессе. В статьях и фельетонах в «Донской речи» резко критиковал власть и духовенство (хотя его тесть был священником). Часто выступал с театральными рецензиями. Входил в руководство Донской организации партии кадетов.
Строптивого журналиста власти выслали в городок Волчанск (ныне Харьковская область). После его перевели в Симферополь. Преподавать разрешили только в частных учебных заведениях, но в них Тренёв был нарасхват. В Симферополе он стал сочинять и ставить пьесы. С Фаиной Раневской, служившей тогда в Симферопольском театре, драматург дружил всю жизнь.
В 1911 году отправил своё произведение Максиму Горькому на Капри, тот откликнулся тёплым отзывом. Также нового писателя поддержал Владимир Короленко. Первая книга рассказов Константина Тренёва вышла в Москве в 1915 году.
В Гражданскую войну писатель был под угрозой ареста с обоих сторон — и белые, и красные считали его чужим. Переживания и впечатления Тренёва от того периода легли в основу самой знаменитой пьесы «Любовь Яровая».
По идейному наполнению «Любовь Яровая» сегодня смотрится откровенной социалистической архаикой. Но в 20-х годах прошлого века в сравнении со схематическими пьесами-агитками, столь любезными вульгаризаторам пролеткультовского толка, чрезвычайно «плотское» произведение Тренёва стало рывком вперёд в сценическом сочетании исторического смысла с шекспировской живостью и богатством действия. Именно эта драма спасла от разгрома Малый театр. Пьеса ставилась практически во всех театрах СССР до самого конца государства, несколько раз была экранизирована.
Однако сам автор не понимал успеха пьесы в Москве, а тем более в провинции: «Когда я смотрю её, испытываю почти сплошное страдание, иногда буквально нетерпимое (если сижу с краю, убегаю). Так сильно колют меня мои авторские грехи (+ работа репеткома), так стыдно перед актёрами, публикой…».
После установления советской власти в Крыму Тренёв поверил, что все пережитые трудности принесут народу «что-то светлое и прекрасное». Это было искреннее убеждение человека, прошедшего через тяжкие испытания. Он активно взялся за организацию образования в Крыму. В 20-е годы создавал Крымский отдел народного образования, преподавал историю литературы на рабфаке, который стал основой Крымского университета. Однако никогда не состоял в Коммунистической партии.
В 1931 году Константин Андреевич переехал в Переделкино. В 30-е годы он помог многим литераторам, которых «портил квартирный вопрос». Портрет писателя висел на почётном месте в Литфонде до самого прекращения существования, а главная улица писательского Переделкина носит его имя. К Тренёву приходили молодые и маститые драматурги с просьбами передать театрам их пьесы.
В годы Великой Отечественной в городе Чистополе Константин Тренёв был активным членом Совета эвакуированных: размещал писателей в домах, организовал столовую для одиноких литераторов, открыл детский сад.
10 мая 1945 года в «Литературной газете» вышла праздничная статья Константина Тренёва «Непобедимая мощь». Через девять дней, глядя в окно на салют, писатель скончался.