+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости2 мая – Всемирный день тунца

2 мая – Всемирный день тунца

Всемирный день тунца был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2016 года, чтобы обратить внимание людей на ценности этой разновидности рыб, и на угрозы, с которыми сталкиваются тунцовые популяции.

Тунцы – группа морских рыб семейства скумбриевых. В природе насчитывается порядка 40 разновидностей тунца. Самый маленький представитель – скумбриевый тунец – размером примерно 50 см и весом 1,8 кг, а самый крупный – обыкновенный тунец – может достигать в длину до 4,5 м и весить более 600 кг.

Обитают тунцы в тропических и субтропических водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов, а также в Средиземном море. Но их можно встретить и в более умеренных широтах. В поисках пищи эти стайные пелагические рыбы преодолевают большие расстояния. Они способны разгоняться до 90 км/ч. Тунцы живут от 35 до 50 лет.

Тунцы – важный промысловый объект, а также они ценятся среди рыболовов-любителей. По данным ООН, сейчас более 96 государств заняты в тунцовой промышленности, во всех океанах действуют тысячи тунцеловных судов, наиболее стремительно объем их мощностей растет в Индийском и Тихом океанах. Ежегодно в мире вылавливается около 7 млн т тунцовых.

В еще не переведенной на русский язык книге Стивена Адольфа «Тунцовые войны. Мощь рыбы, которую мы любим консервировать» (Steven Adolf. Tuna Wars. Powers Around the Fish We Love to Conserve. Springer, 2019. Contents) рассказывается о том, что в Токио, еще до рассвета биржевые брокеры вступают в борьбу за самых крупных тунцов, которые после отправляются в далекое путешествие, во вторую миграцию по всему свету. Кому-то из участников торгов это сулит сказочное богатство, кому-то разорение. В этом смысле торговля тунцом за пару тысяч лет не изменилась: ставки всегда были невероятно высоки. Так, в январе 2019 года цена 278-килограммового тихоокеанского голубого тунца достигла рекордных 3,1 млн долл., хотя тунцы бывают и покрупнее, и потяжелее в два раза.

Из-за чрезмерного вылова, экологических угроз, вызванных деятельностью человека, и последствий изменения климата, численность популяций и ареалы обитания тунцов за последние десятилетия значительно сократились, что поставило некоторые виды тунцов на грань исчезновения. Поэтому сегодняшняя дата – День тунца – повод обратить внимание на сохранение рыбных ресурсов планеты и поделиться передовыми наработками в этой сфере.
Ну а мы сегодня хотим обобщить тему, поговорив об ихтиологических сказках.

Кстати, в древности люди называли всех морских обитателей рыбами, вне зависимости от того, к какому биологическому классу принадлежало существо.

В мифологических представлениях рыбы преимущественно связаны с Нижним миром, служат маркерами водной стихии и во многих древних религиях связываются с богинями любви и плодородия, являясь первоначально воплощениями богини-матери, а впоследствии ее атрибутом. Этот образ богини-матери в виде Рыбы пережил века.
В эпоху бронзового века (с 3300 по 1200 год до н.э.) в городе Аладжа-Хююке ее статуэтка была отлита из серебра с золотой инкрустацией на груди. У нее очень широкие бедра и тонкая талия, ее руки представляют собой плавники, а черты лица практически неразличимы.

Пережитки культа рыбы легко обнаружить в районе бытования преданий о всемирном потопе (Ближний Восток, Малая Азия, Закавказье и др.). Так, например, народы Закавказья верили в существование некой Матери-рыбы, говорящей человеческим языком. Там же существует ряд табу на называние рыб и их употребление в пищу, особые ритуалы, сопровождающие рыбную ловлю.

Среди видов рыб наиболее популярными в русских народных сказках являются образы щуки и ерша. Так, в «Народных русских сказках» собирателя фольклора Александра Афанасьева мы находим пять произведений, героем которых является ерш, четыре из них представляют собой прозаические тексты, одно – стихотворный.

Рыбы – участники судебного дела, субъекты судебной системы. Каждый персонаж имеет свою должность. Например, судьи, приставы, судный мужик или судный дьяк, здесь же мы можем увидеть понятых, подьячего, тюремного сторожа. «Мелкая и крупная рыба», в частности Севрюга, Калуга, Язи, Голавли, Лещи, Плотичка – Сиротичка, в разных произведениях представляют сторону тех, чьи права ущемлены, Ерш выступает в роли ответчика. Он является центральным образом сказок и характеризуется такими качествами, как хитрость, пронырливость и наглость, он же все время стремится насилием и обманом присвоить себе чужие владения. Однако концовка таких произведений бывает различной. Например, в одних версиях «Сказки о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» история заканчивается смертью «ершишки-пагубнишки» – «…пришел Петрушка – бросил ерша в плетушку: «Наварю, говорит, ухи, да и скушаю». Тут и смерть ершова», а другая версия имеет благополучный исход – «…пришёл Устин, стал вершу тащить, да ерша упустил»; или «Плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того Ерша и видели».

Совершенно иная семантика этого образа встречается в сказке «Байка о Щуке Зубастой». Здесь он олицетворяет общественную добродетель и активную гражданскую позицию. Именно ерш, во имя сохранения жизни своей семьи и соотечественников, предлагает покинуть реку Шексну, которую уже не первый год держит в страхе большая зубастая щука. Внешность ее ужасна. Когда она родилась, вода в Шексне «всколыхалася»; «…шел паром через реку, да чуть не затопился, а красные девки гуляли по берегу, да все порассыпались. Экая щука родилась зубастая!»

Способности Щуки преувеличены: «издали увидит леща, да и хвать его зубами – леща как не бывало, только косточки хрустят на зубах у щуки зубастой», а сама она, согласно традиции, показана читателю как нечистое существо, и именно за эту «нечистоту» в конце произведения, она поплатится жизнью – от голода начнёт хватать червяков и попадется на крючок.

Таким образом, в сказках о животных фольклорный образ Ерша противоречив. С одной стороны, народ восхищается его наглостью, способностью противостоять более сильным рыбам, с другой, корит за ябедничество, стремление обманом достичь желаемого. Образ Щуки, напротив, предельно понятен. Хищность, прожорливость, уродливая внешность делают возможным соотнесение Щуки только с отрицательными персонажами.

В авторских сказках, созданных на фольклорной и мифологической основе, рыбы часто исполняют желание человека, оставившего им жизнь и свободу, как, например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина и «По щучьему велению» в обработке Алексея Толстого.
Иногда рыба исполняет просьбу человека за какую-то услугу, оказанную с его стороны. Так, в сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок» как самостоятельный персонаж присутствует Чудо-юдо Рыба-кит. Собственно, это рыба-остров, которая лежит «поперёк моря». Она настолько огромна, что удерживает на своей спине целый город с деревнями, церквями, пашнями и пастбищами.
Громадная рыба просит у Ивана, младшего из трех братьев доставшегося ему по стечению странных обстоятельств Конька-Горбунка, узнать, за что ее наказали ношением целого города на спине. Когда герои выясняют причину бед кита и тем самым освобождают его от бремени, чудо-рыба обещает выполнить любую просьбу Ивана. Молодец просит найти на дне морском перстень девицы – будущей жены старого царя, что огромная рыба с радостью исполняет.

Таким образом, ихтиологические образы в русских сказках встречаются довольно часто. Но, к сожалению, объем нашего поста позволяет сделать лишь небольшой обзор. Между тем книги (сказки), упомянутые в нем, вы можете найти в фондах Российской государственной библиотеке для слепых в различных форматах.

2 мая 2023


Up!