+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости2 ноября – 180 лет со дня рождения Марка Антокольского (1843–1902), русского скульптора

2 ноября – 180 лет со дня рождения Марка Антокольского (1843–1902), русского скульптора

Творчество Марка Матвеевича Антокольского, одного из крупнейших скульпторов ХIХ века, – яркая страница в истории отечественного искусства. Между тем его работы для своего времени были неоднозначными и новаторскими, и поэтому критика их принимала не всегда.

Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения.

Фамилия будущего скульптора восходит к названию пригорода Вильны Антоколя,  где жили члены еврейской общины (в Вильнюсе). О своем детстве скульптор вспоминать не любил, и даже свою автобиографию предпочел начать по-настоящему уже с петербургского периода, о детстве упомянув лишь, что было оно мрачным и безрадостным. Кроме Марка, у Антокольских было еще шестеро детей – он был самым младшим. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно.

Марк с детства любил рисовать, рисовал везде, и спустя время родители смирились с этой страстью своего сына и даже отдали его в мастерскую позументщика подмастерьем.

Затем Антокольский начал учиться резьбе по дереву. Однажды его работы увидела Анастасия Назимова, жена виленского генерал-губернатора. Благодаря ее протекции Марка взяли в Академию художеств, в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.  В 1864 году Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год – за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году скульптор закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, – восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев», и к ней этюд-голову под названием «Натан Мудрый».

Композиция  «Нападение инквизиции на евреев», выставленная Марком Антокольским на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и начинающий скульптор уехал в 1868 году в Берлин, где в течение полугода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. По возвращении в Петербург Марк Матвеевич продолжал работать над «Инквизицией», которая и была выставлена в Академии в 1871 году.

Первой большой работой скульптора стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный», начавшая собой новый этап творчества – работу над образами отечественной истории.

Он показал Грозного во всей  его сложности и противоречивости, как человека и государственного деятеля. Статуя «Иван Грозный» (1871), которая экспонировалась на I выставке Товарищества передвижных художественных выставок, принесла скульптору мировую славу. В дальнейшем Антокольский не раз участвовал в выставках Товарищества передвижников.

Следующее крупное произведение скульптора – статуя Петра I, которую он выполнил в Риме. В 1872 году она была перевезена в Россию на Политехническую выставку, организованную к 200-летию со дня рождения Петра I.

Первым в ряду новых образов, созданным скульптором в 1874 году, предстает Христос, образ которого Антокольский трактовал с позиции человека. Широко известны его последующие работы –  «Смерть Сократа» (1875) и «Спиноза» (1882). В 1880-е годы скульптор вновь обращается к исторической теме и создает статую «Нестор-летописец» (1889). В 1891 году он завершает еще две работы − майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». В обоих образах Марк Антокольский также видел тех, кто определял «будущность России».

Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» – хронику из еврейской жизни.

Большое значение скульптор придавал портрету.  Антокольским выполнены портреты Владимира Стасова, Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина, Ивана Мамонтова и др.

Работы Марка Антокольского стали настоящим прорывом, новаторством в отечественной скульптуре. Он избирался почетным членом многих европейских академий, включая академии Вены, Берлина, Лондона.

Последние годы скульптор жил в Париже. Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой − командорским крестом Почетного легиона.

Умер Марк Антокольский в Германии в возрасте 59 лет, но похоронен в Петербурге – на Преображенском еврейском кладбище.

Лучшие статуи скульптора и крупнейшая коллекция его произведений, включающая 60 работ, хранятся в Русском музее. Некоторые из его небольших скульптур находятся в коллекции европейского искусства Музея Израиля в Иерусалиме.

О жизни и творчестве Марка Антокольского вы можете прочитать в следующих книгах:

Вагнер Л. А. «Вхожу, ваятель, в твою мастерскую» (1982).  

Калугина О. В. «Русская скульптура Серебряного века: путешествие из Петербурга в Москву» (2013)

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. «Эпоха Марка Антокольского. От классицизма до модерна. Российские скульпторы середины и второй половины XIX века. Научная реконструкция»  (2020)

Марк Матвеевич Антокольский 1843–1902 (1986).

Кузнецова Э. В. «М. М. Антокольский: жизнь и творчество» (1989).

 

 

3 ноября 2023


Up!