2 октября – Всемирный день архитектуры
У наших зодчих сегодня профессиональный праздник: в первый понедельник октября отмечается Всемирный день архитектуры.
Архитектура – это часть нашей жизни, отражающая культуру и традиции народа. Жилые дома, офисные комплексы или спортивные сооружения формируют облик городов и нередко становятся их символами. Мы восхищаемся архитектурными шедеврами, зачастую совершенно не задумываясь о том, что за каждым зданием стоят конкретные люди, а именно архитекторы.
В этот день мы хотим поздравить тех, кто своими усилиями и трудом создают красивые, функциональные и уникальные общественные пространства, в которых мы живем, работаем и отдыхаем. И сегодня мы сделаем обзор 5 художественных произведений, главными герои которых – архитекторы.
Монументальность произведения ощущается и в количестве страниц, и в числе героев (семейство Форсайтов включает 10 детей и 21 преемника, к этому нужно быть готовым), и в мировом признании: за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах», Голсуорси получил в 1932 году Нобелевскую премию по литературе. Открывается сага романом «Собственник», который сразу погружает читателя в непростые отношения внутри семьи. Ее частью стал и Филип Босини – архитектор без солидного финансового состояния, творческая и увлекающаяся личность, которого отказываются принимать в семье. Именно он «творит» дом для одного из Форсайтов – Сомса – и увлекается его женой. Дом, к слову, становится предметом исков и, конечно же, символом происходящих вокруг героев событий.
Англия, борьба за престол, междоусобные войны. На фоне таких событий разворачивается строительство самого высокого кафедрального собора. Его автором становится Джек Джексон. Концовка исторического романа предсказуема: из дикаря герой вырастает в «Джека Строителя», архитектора готического Кингсбриджского собора. Но читать «Столпы Земли» стоит не только ради финала – до своей цели главный герой преодолевает тернистый, но захватывающий путь длиной в 40 лет.
Если фабула в предыдущих книгах выкладывается по кирпичику вокруг героев, конфликтов и эпох, то здесь еще и вокруг формы повествования: Милорад Павич, подобно архитектору, выстраивает систему гипертекста. Его роман «Пейзаж, нарисованный чаем» представляет собой кроссворд, читать который можно как линейно, «горизонтально», так и «вертикально» – в порядке, указанном во вступительном примечании ко второй части. От этого зависит, как будет развиваться сюжет, в центре которого – архитектор Афанасий Разин. Читатель сам сможет найти ответы на все вопросы, но автор все равно в конце поделится с нами своей разгадкой.
Жорж Роденбах не самый известный писатель современности (ни нашей, ни собственной). Родившись фактически в одно время и в одном месте – Бельгии – с Метерлинком, он уступил в гонке за всемирную славу. Самое известное его произведение – декадентская повесть «Мертвый Брюгге», однако мы предлагаем прочитать еще и «Выше жизни». Оба произведения рисуют картину города, где главные герои переживают решающий этап своей жизни. Дома, каналы, небо становятся не только декорацией, но и многозначными символами, которые как будто не подмечает герой-архитектор «Выше жизни» Жорис Борлют. Зато такая возможность есть у нас, читателей.
Американская писательница Айн Рэнд (родом из России) знала о чем писать: приступая к этой книге, она изучила множество книг об архитектуре, биографии архитекторов и даже успела поработать в архитектурном бюро Ely Jacques Kahn. Герои ее книги – два молодых архитектора. Один – Питер Китинг – талантливый, но мягкотелый, который закончил на отлично технологический институт, слушается маму, льстит начальнику и поддакивает клиентам. Второй – Говард Рорк – гениальный, но бунтарь, нонконформист, который всегда идет своим путем и полагается только на себя. Он бросает обучение в технологическом институте, потому что считает, что теряет там время, поступает в архитектурное бюро к тому архитектору, которого сам считает талантливым, а не к модному ремесленнику, отказывается от выгодных проектов, потому что его точка зрения на строение не совпадает с точкой зрения заказчика.