2 сентября — Всемирный день бороды
День бороды отмечается ежегодно в первую субботу сентября. Праздновать его начали в 2010 году. Кому в голову пришла эта идея, история умалчивает, но день выбран неслучайно. Пятого сентября 1698 года — а это была первая суббота месяца — царь Пётр I собственноручно состриг бороды некоторым боярам и объявил налог на ношение бороды всем остальным гражданам, кроме духовенства. На крестьянина налог распространялся только при въезде в город — тогда с него бралась одна копейка пошлины. Самый же большой налог брали с царедворцев, дворян и чиновников — 600 руб. в год. После уплаты пошлины бородачу вручали бородовой знак — жетон размером с тогдашнюю копейку, ставший со временем мечтой нумизмата. С 1715 года налог стал единый для всех — 50 руб. в год. Отменён он был только в 1772 году императрицей Екатериной II, но с условием, что военные, придворные и государственные служащие всё равно должны бриться. Первым бородатым российским правителем с петровских времён стал Александр III. Военным он предоставил право носить бороды по желанию, «а нижним чинам войск гвардии и гренадерам бороды не брить».
В прошлом веке стало появляться множество неформальных движений. Весь внешний облик человека мог показать, к какой субкультуре он принадлежит. В некоторых кругах стала популярным атрибутом и борода. Теперь можно уверенно сказать, что права небритых мужчин нигде не ущемляются. Бородатый молодой человек смотрится брутальнее и взрослее, чем большинство его сверстников. Кроме прочего, растительностью на лице можно легко скрыть некоторые внешние изъяны. Под модные тенденции подтянулись и сферы услуг. Повсеместно стали открываться барбершопы — специализированные парикмахерские, где каждый мужчина может привести бороду в подобающий вид: постричь, уложить, поравнять. Борода — натуральный фильтр, защищающий организм от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, а зимой отлично согревает от холода.
Одним из первых русских литераторов, который отрастил себе мужицкую бороду, был Денис Давыдов. Причина была довольно простой — шла Отечественная война, и он, командир партизанского отряда, сделал более народный образ. К середине XIX века бороду носили практически все отечественные классики — Достоевский и Толстой, Тургенев и Лесков, Островский и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Некрасов.
Судя по многочисленным фото, не расставался со бородой Виктор Гюго известно, что однажды он обрил половину бороды и шевелюры, чтобы не выходить из дома и как можно быстрее закончить «Собор Парижской Богоматери». Оригинал фотографии Чарльза Диккенса, на которой он был изображён без бороды, не так давно продали с аукциона за 40 тыс. фунтов. Такие фотокарточки — исключительная редкость, ибо и клочковатая борода, и дополняющие её викторианские усы стали неотъемлемой частью образа британского классика. Строгая густая борода и аккуратно подстриженные усы стали неотъемлемой чертой образа Эрнеста Хемингуэя — автору серьёзной мужской прозы без бороды было никак не обойтись. «Настоящих Писателей без бороды не бывает», — в шутку написал Дмитрий Горчев в рассказе «Два писателя», а себя в том же рассказе назвал «Ненастоящим Писателем», при этом в жизни он тоже был бородат.
Борода — это не только знаковый аксессуар, но и средство извлечения выгод, лекарство, скоростной транспорт и маскировочный элемент. Без неё некоторые наши любимые книжки были бы далеко не так увлекательны. Как, например, детская тетралогия эстонца Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». У персонажа по имени Моховая Борода растительность на лице необычная — мягкий мох ягель, в котором растут ягоды брусники и полезные травы. Когда кто-то из его друзей заболевал, то бороду окунали в кипяток и получался целебный отвар. Моховая Борода спит почти всегда под открытым небом, он убеждённый сторонник защиты природы и бережного отношения к ней. Принято считать, что прототипом этого персонажа был сам автор.
Произведение Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» оказало большое влияние на мировую литературу. Последующие писатели многократно использовали образ «безумного рыцаря» в своих произведениях. О внешности Дон Кихота Сервантес говорит в начале книги довольно скупо: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом». Смешную воинственность подчёркивает модная на то время эспаньолка и торчащие в стороны пучки усов. Торчащая клинышком бородка стала столь же узнаваемой чертой его печального образа, как и шлем, сделанный из тазика для бритья.
Бородатый бунтовщик Емельян Пугачёв из «Капитанской дочки» всем нам знаком по школьной программе. Описывая облик Пугачёва, Пушкин опирался на исторический портрет. Но именно под пером великого писателя эта деталь лица стала настолько живой и знаковой. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское…»
Герой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский — интеллигент, который не скрывает неприятия послереволюционной действительности. Символична и его внешность (описанная псом Шариком): «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой».
Кстати, роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», по версии некоторых нынешних конспирологов, был также написан Булгаковым. Официальным литературным сообществом эта версия не принимается, однако сходство дилогии об Остапе Бендере с Булгаковым и несходство с другими произведениями Ильфа и Петрова заметны и простому читателю. У отрицательного персонажа книги, священника Фёдора Вострикова «благообразная» борода, судя по сюжету, была гарантом разума её хозяина. Лишившись части бороды, отец Фёдор попал во власть дурных идей, которые привели его к сумасшествию.
Злой дух Мефистофель, получивший известность как литературный персонаж благодаря «Фаусту» Гёте, дал своё имя одной из разновидностей бороды. Клок волос на подбородке известен как «мефистофелевская бородка» и придаёт его владельцу демонический вид. И, наконец, старик Хоттабыч, придуманный Лазарем Лагиным. Сила бороды этого старца безгранична: она строит дворцы, переносит людей в другие страны, превращает их в рыб, заставляет обрастать бородой маленьких мальчиков.