Общественность называет его детским автором, однако сам Тим Собакин говорит о себе, что он — «писатель для всех возрастов».
Андрей Викторович Иванов родился в городе Жёлтые Воды Днепропетровской области в семье профессиональных музыкантов, но дорогой родителей не пошёл, о чём сожалел. В школе Андрей был отличником по всем предметам, потом окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «математик-программист», а затем факультет журналистики МГУ.
Уже с детства Андрей писал фантастические повести о полётах к другим планетам, но серьёзно заниматься литературой начал с 1982 года, когда пытался сочинять что-нибудь стихотворное для своей двухлетней дочери. Однако поначалу успешно работал только в юмористическом жанре для взрослых.
Первое стихотворение под псевдонимом Тим Собакин «Кто же?» увидело свет в газете «Московский комсомолец» в августе 1983 года. Его публикатором стал Лев Новожёнов, в будущем популярный телеведущий, который в те времена заведовал отделом сатиры и юмора в этой газете. Хотя Собакин писал в основном для взрослых, стихи всё чаще и чаще печатались в изданиях для детей. Незаметно для себя он оказался детским автором. Литературными наставниками Андрей Викторович считает Валентина Берестова и Эдуарда Успенского, а любимыми поэтами, кроме вышеназванных — Николая Заболоцкого, Даниила Хармса и Эмму Мошковскую. Эталоном настоящего детского писателя Тим называет Самуила Маршака, который исповедовал принцип: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше».
Тим Собакин был не единственным псевдонимом Андрея Иванова — были также имена Тихон Хоботов, Савва Бакин, Терентий Псов, Сидор Тяфф и даже Ника Босмит (Тим Собакин наоборот). Фамилия Собакин была позаимствована из мультфильма — экранизации произведений Аркадия Гайдара.
Летом 1989 года Андрей Иванов совмещал отдых с подработкой в театре при пионерлагере «Артек». В процессе общения с пионерами Тим Собакин сделал для себя очень важные выводы:
Людям, занимающим руководящие должности в Советском детском фонде, понравилось кредо молодого журналиста, и ему поручили создать и возглавить издание, ориентированное на детскую аудиторию. Он руководил двумя журналами — «Трамвай» для детей, и «Мы» — для юношества. Тираж «Трамвая» доходил до 5 млн экземпляров, но всё равно был дефицитным изданием. Журнал выходил до 1995 года и перестал существовать из-за отсутствия спонсирования.
В наше время на вопрос, нужно ли возрождать интерес детей к печатным бумажным журналам, поэт отвечает отрицательно: «Вовсе нет. Ребёнок XXI века неспособен ожидать несколько недель, чтобы увидеть очередной номер и узнать продолжение истории, которая привлекла его интерес. Необходимые данные он с лёгкостью может получить из Сети прямо, не отходя от компьютера, и буквально за несколько минут».
В конце прошлого века Тим Собакин сказал, что в прежние времена он с лёгкостью мог назвать несколько сотен своих лучших стихов. К 90-м годам эта цифра уменьшилась вполовину, а на тот момент он был бы счастлив, если с наступлением следующего века кто-то сможет вспомнить хотя бы десять его творений.