+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости2 января — День научной фантастики

2 января — День научной фантастики

 

«Я не знаю точной даты своего рождения. Я родился в России вскоре после революции — царил хаос, никто никого не регистрировал, и несмотря на то, что, конечно, у меня есть день рождения, я совсем не уверен в том, что я родился именно в этот день», — сказал уроженец Смоленской губернии американский фантаст Айзек Азимов. Через три года семья уехала в Соединённые Штаты. Родители общались с Айзеком на английском и идиш; русского языка писатель не знал. Слова, которые придумал Айзек Азимов, по-русски звучат: «робототехника», «позитронный», «психоистория». «Робототехника» впервые появилась в 1941 году в рассказе «Лжец». Но его корень — слово «робот» — было взято из пьесы «Россумские универсальные роботы» другого фантаста, Карела Чапека (премьера на сцене состоялась в 1921 году). На чешском языке слово robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина». Двенадцать лет назад в США впервые отпраздновали День научной фантастики (сокращённо — НФ) — дату приурочили к официальному дню рождения Азимова (2 января 1920 года).

 

Старейший и первоначальный жанр НФ — «твёрдая» фантастика. До появления других жанров только она и называлась научной фантастикой. Её особенность — жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам. В основе произведений «твёрдой» фантастики лежит естественно-научное допущение: научное открытие, изобретение, новинка науки или техники. Такая терминология происходит от принятого в английском языке деления науки на «твёрдые» (hard sciences), то есть по-нашему естественные, и «мягкие» (soft sciences) — «мягкие науки», то есть гуманитарные. Соответственно, «твёрдая» научная фантастика основана на естественно-научной базе и интересуется в первую очередь вопросами науки и техники, к примеру  содержит подробные и значительные по объёму описания научно-технических достижений, в то время как «мягкая» НФ черпает вдохновение в области гуманитарных, общественных наук и обращает внимание в первую очередь на влияние научно-технического прогресса на развитие общества, психологические и социальные проблемы, человеческие взаимоотношения, чувства и переживания персонажей, и т. п.

 

Классикой «твёрдой» фантастики считаются некоторые книги Жюля Верна («20 000 льё под водой», «Робур-завоеватель», «С Земли на Луну»), романы Артура Конана Дойля («Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна»), произведения Герберта Уэллса и Александра Беляева. «Твёрдая» фантастика была особенно развита в СССР, потому что остальные жанры фантастики не приветствовались цензурой. Особо распространена была «фантастика ближнего прицела», рассказывающая о событиях предполагаемого недалёкого будущего — в первую очередь колонизации планет Солнечной системы. К наиболее известным образцам фантастики «ближнего прицела» относятся книги Георгия Гуревича, Георгия Мартынова, Александра Казанцева, ранние книги братьев Стругацких («Страна багровых туч», «Стажёры»). Они рассказывали о героических экспедициях космонавтов на Луну, Венеру, Марс; в пояс астероидов. В этих книгах техническая достоверность в описании космических полётов сочеталась с наивными представлениями об обитаемости соседних планет — тогда ещё сохранялась надежда найти на них жизнь. Хотя основные произведения «твёрдой» фантастики были написаны в XIX и первой половине XX века, многие авторы обращались к этому жанру и во второй половине прошлого века. Например, Артур Кларк в своей серии книг «Космическая одиссея» (1968–1997) опирался на строго научный подход и описал развитие космонавтики, очень близкое к реальному.

 

Первый роман серии «2001: Космическая одиссея» в советскую эпоху входил в «джентльменский набор» любителя фантастики наряду с «Марсианскими хрониками» Рэя Брэдбери и «Пасынками Вселенной» Роберта Хайнлайна. По прошествии лет интересно сравнить, какие прогнозы автора осуществились, а какие ещё не очень. Пока что мы не построили лунных баз, не долетели даже до Марса, не говоря уже о Сатурне. Автор не предвидел ухода с политической арены СССР — вместе с нашей тогдашней космической программой. Хотя некоторые предсказания автора сбылись, например массовое распространение планшетных компьютеров с беспроводным интернетом. Ощущение достоверности не покидает читателя — местами кажется, что это документальный, а не фантастический роман. В Российской государственной библиотеке для слепых, а также в сетевых библиотеках av3715.ru и «Литрес» можно ознакомиться с первым и остальными романами «Космической одиссеи» сэра Артура Чарльза Кларка.

 

Социальная фантастика — жанр, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях и размышлять об общечеловеческих ценностях реального мира. Распространённые формы социальной фантастики — утопия и антиутопия. Примеры социально-фантастических произведений: «Мы» Евгения Замятина, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «Град обречённый» братьев Стругацких, цикл «Основание» Айзека Азимова, «Город» Клиффорда Саймака.

 

Роман «Город», впервые опубликованный в 1952 году, состоит из 8 рассказов, написанных Клиффордом Саймаком с 1944 по 1951 год. В 1971 году умер легендарный издатель Джон Вуд Кэмпбелл, и Гарри Гаррисон, как редактор мемориального сборника, попросил Саймака написать ещё один рассказ для «Города». Так в 1973 году появился девятый — «Эпилог». Саймак (в русскоязычной литературе закрепился такой вариант фамилии, хотя правильно произносится «Си́мак») красивым, поэтичным языком рисует конец человечества, его тихую незаметную гибель. Человек превращается в беспомощное, слабое существо, требующее к себе жалости и сострадания. Но с уходом homo sapiens жизнь не закончится — на смену человеку придут им же выведенные роботы и раса разумных собак, называющая себя Псами. Именно Псы станут наследниками расы «вебстеров» — так они назвали всех людей в честь своих последних хозяев. Они бережно сохранят все знания и позаботятся о том, чтобы донести их до потомков. В романе фигурируют и другие персонажи — например, искусственно выведенные разумные муравьи. Но и их время однажды закончится, и на смену муравьям придут другие разумные создания. Вечными останутся лишь роботы, исполнительные и добросовестные слуги исчезнувших людей… Саймак вывел человечество как некое временное явление, которому неизбежно наступит конец, но не просто символический, а самый настоящий. Он убедительно показывает нам, что мы не вечны, и даже короткую свою жизнь тратим на массу глупостей, в то время, как существа, которых мы привыкли считать ниже себя по развитию, оказываются намного мудрее человека.

 

«Город» перекликается с «Марсианскими хрониками» Брэдбери как по структуре текста, так и по светло-грустному настроению всего повествования. Только на месте марсиан у Саймака оказывается уже сам человек, призрак которого ещё долго будет бродить по планете и заглядывать в заброшенные останки цивилизации, постепенно зарастающие плющом. Независимо от вкусовых пристрастий и жанровых предпочтений эту книгу можно рекомендовать любому читателю. Парадокс, но именно такие тексты делают нас более человечными. Роман Клиффорда Саймака «Город» можно скачать в библиотеке av3715.ru.

1 января 2024


Up!