20 февраля — 170 лет со дня рождения русского инженера, писателя и путешественника Николая Гарина-Михайловского (1852–1906)
Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге, в дворянской семье. В студенческие годы написал первую повесть, но, представленная в редакцию одного из журналов, он была отклонена без объяснений. Неудача обескуражила Николая и на много лет отбила охоту к литературному творчеству.
По окончании петербургского Института путей сообщения Николай был направлен старшим техником в Болгарию, в город Бургас, где участвовал в строительстве порта и шоссе, получил первый орден. Двадцать лет спустя впечатления от той службы отразились в его повести «Клотильда» (1899).
В 1879 году Николай Михайловский получил престижное место на строительстве Бендеро-Галицкой железной дороги (ныне — на территории Приднестровской Молдавской Республики). Инженер-изыскатель Михайловский быстро зарекомендовал себя, стал продвигаться по службе и зарабатывать хорошие деньги. Весной 1880 года участвовал в строительстве порта в отвоёванном у Турции Батуме, затем был помощником начальника участка на строительстве Закавказской железной дороги, принимал активнейшее участие в постройке будущей Транссибирской магистрали.
Транссибирская магистраль по первоначальному плану должна была пересечь Обь у старинного города Колывань. Но изыскательская партия, в которой работал Михайловский, убедила начальство изменить место. Мост был построен выше по течению. Строительство требовало множества рабочих рук, и небольшой посёлок, называвшийся в 1891 году Новой деревней, стал быстро расти. В 1903 году посёлок стал городом Ново-Николаевском (в честь Николая II), а в 1926-м был переименован в Новосибирск.
Первую рукопись Михайловского-писателя, «Несколько лет в деревне», доставил в Москву некий его приятель. Идеолог литераторов народнического направления Николай Константинович Михайловский предложил напечатать рукопись своего тёзки и однофамильца в популярном журнале «Русская мысль». Весной 1891 года писатель Константин Станюкович приехал к её автору в Самарскую губернию. Сообщив Михайловскому об успехе его рукописи, Станюкович поинтересовался, нет ли у него других произведений. Хозяин начал читать готовые главы из повести «Детство Тёмы». Станюкович был в восторге, вызвался стать крёстным отцом нового литературного таланта и ввести его в писательские круги.
«Детство Тёмы» увидело свет в трёх номерах журнала «Русское богатство» под псевдонимом Н. Гарин. Псевдоним был придуман совместно со Станюковичем — от Гари, сокращённого имени сына Михайловского. Повесть благожелательно встретили читатели и критики. Не меньший успех был у книги очерков «Несколько лет в деревне», печатавшаяся с марта 1892 года в журнале «Русская мысль». Автор сразу выдвинулся в первый ряд писателей своего времени.
Бесконечные разъезды, изыскания, экспедиции оставляли ему мало времени для литературного творчества, он часто писал в дороге, урывками. Тесная связь с жизнью питала творчество Михайловского, придавая ему неповторимое своеобразие. Значительную часть его литературного наследия составляют очерки — ряд художественных зарисовок из окружающей жизни, нередко с публицистическими отступлениями. Беллетристический элемент более выражен в рассказах, но и здесь в основе сюжета всегда лежит какой-либо реальный факт.
Несмотря на пристрастие Михайловского к малому жанру очерка и рассказа, наибольшую литературную славу принесли ему не они, а цикл автобиографических повестей (составляющих, по выражению Горького, целую эпопею). В 1893 году появилось продолжение «Детства Тёмы» — повесть «Гимназисты», в 1895-м была издана третья часть — «Студенты». Над четвёртой повестью цикла, «Инженеры», писатель работал с 1898 года до своей кончины.
После завершения работы на Самаро-Златоустовской железной дороге Михайловский присоединился к северокорейской экспедиции Александра Звегинцова. Главной её целью было исследование сухопутных и водных путей сообщения вдоль северной границы Кореи и далее до Порт-Артура.
По Корее и Маньчжурии Михайловский прошёл около 1600 км — около 900 верхом, около 400 в лодке по реке Амноккан, около 300 на китайской повозке-двуколке по Ляодунскому полуострову. Путь занял 45 дней, в среднем экспедиция в день проходила 35,5 километров. Производились маршрутная съёмка местности, барометрическая нивелировка, астрономические наблюдения и другие работы, послужившие основанием для составления подробной карты маршрута. Михайловский вёл дневник и технический журнал экспедиции и записал около ста корейских сказок, легенд и мифов.
Вернувшись в сентябре 1906 года из Маньчжурии, Михайловский поселился в Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы, вошёл в редакцию большевистского журнала «Вестник жизни», где работал вместе с А. В. Луначарским, В. В. Воровским, В. Д. Бонч-Бруевичем. 10 декабря 1906 года Николай Георгиевич скончался от паралича сердца во время заседания редакции. В тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки».