+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости20 ноября – День трамвайных поездок

20 ноября – День трамвайных поездок

Один из самых романтичных видов транспорта, ставший символом ушедшей эпохи, появился в Берлине в 1881 году и очень быстро стал популярным в других городах и странах. Предшественником трамвая считается конка, для передвижения которой по рельсам использовалась лошадиная тяга. В конце XIX – начале ХХ века электрические вагончики, неторопливо катящиеся по улицам, стали вытеснять лошадей с улиц городов.

В Москве первый электрический трамвай был пущен 6 апреля 1899 года. Его появление на улицах воспринималось как чудо. Трамвай восхищал удобством и скоростью, удивлял техническим совершенством.

Незабываемый колорит передвижению по улицам города придавала не только трель звонка, с помощью которого вагоновожатый подавал сигнал машинам и пешеходам, но и общение с кондуктором. По роду службы он был вынужден бороться с безбилетниками, ссаживая их на остановках, разнимать скандалящих пассажиров, выступая своеобразным арбитром.

В салоне трамвая разыгрывались драмы: люди ссорились и мирились, влюблялись и знакомились друг с другом. Ежедневная поездка на работу и обратно по одному и тому же маршруту делала пассажиров практически родственниками, которые относились к кондуктору как к близкому человеку. Билетер же становился советчиком и другом для людей с сердечными переживаниями, страдающих от одиночества, находящихся на перепутье или столкнувшихся с житейскими трудностями.

Так же стремительно трамвай ворвался и в культуру XX века, в том числе русскую, став символом новой, быстро развивающейся эпохи, прогресса и, как ни странно, смерти.

Видимо, у людей в начале века были все основания воспринимать этот вид транспорта как предмет опасный: согласно знаменитому плакату «Помни о колесах!», в 1925 году под трамвай в Москве попали 200 человек.

В рассказе Евгения Замятина «Дракон» (1918) «Дракон» трамваи уносятся «вон из земного мира». Сам же «дракон» (маленький озлобленный красноармеец), которого автор со злой иронией называет «проводником в Царствие Небесное» временно «существовал» на трамвайной площадке. Именно в этой точке, на площадке, герой вершит судьбы живых существ: спасает от лютой смерти в мороз воробушка и рассказывает о том, что недавно отправил на тот свет человека с «интеллигентной мордой». В крошечном метафоричном рассказе Замятин показал трагедию революционного города, который, подобно упомянутому в тексте трамваю, несется в неизвестное.

А лирический герой стихотворения Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай» (1921) сам вскочил на подножку вагона, который «через Неву, через Нил и Сену» увезет его в край, где «…Вместо капусты и вместо брюквы / Мертвые головы продают». Узнали метафору? Позже она появится в романе другого известного автора.

 

Что же касается Гумилева, то «Заблудившийся трамвай» – стихотворение, ставшее знаменитым после смерти поэта, – было воспринято современниками как пророческое. Ирина Одоевцева вспоминает, что Гумилев рассказывал о его создании: «Поздравить вы меня можете с совершенно необычайными стихами, которые я сочинил, возвращаясь домой. И так неожиданно. – Он задумался на мгновение. – Я и сейчас не понимаю, как это произошло. Я шел по мосту через Неву – заря, и никого кругом. Пусто. Только вороны каркают. И вдруг мимо меня совсем близко пролетел трамвай. Искры трамвая, как огненная дорожка на розовой заре. Я остановился. Меня что-то вдруг пронзило, осенило. Ветер подул мне в лицо, и я как будто что-то вспомнил, что было давно, и в то же время как будто увидел то, что будет потом».

Еще одним из авторов, в текстах которого часто упоминается трамвай, стал Владимир Набоков, эмигрировавший из России в 1919 году. Франц, герой романа «Король, дама, валет» (1928), по номеру трамвая (чет/нечет) гадает, умрет ли его возлюбленная, Марта. Но по иронии судьбы мимо проносится трамвай без номера и с заколоченными окнами. Именно в трамвайном вагоне совершает свою последнюю поездку шахматист Лужин (роман «Защита Лужина», 1929) за несколько часов до самоубийства. С помощью этого транспорта демонстрирует свою силу женщина-черт в набоковской «Сказке» (1926): «Видите, вон там через улицу переходит господин в черепаховых очках. Пускай на него наскочит трамвай». В текстах Набокова метафорический образ трамвая почти всегда соседствует с мотивом смерти и неизменно включен в мистический контекст.

Но, пожалуй, самое эффектное появление трамвая в художественных текстах – это эпизод гибели Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита». Разлитое Аннушкой масло и отрезанная голова стали культовыми образами в литературе.

Трамвай на Патриарших появился без пассажиров, кондуктора, ведомый красавицей-комсомолкой в алой повязке, эдакий «Летучий голландец». Выехал он бесшумно, неожиданно и «внезапно осветился изнутри электричеством», а через несколько секунд всегда осторожный Берлиоз вдруг оказался под его колесами.

Безусловно, в работе над романом Булгаков учитывал опыт своих коллег по перу, но литературоведы уверены: с трамваями у писателя были личные счеты, и совсем неслучайно Михаил Афанасьевич выбрал этот транспорт в качестве орудия казни. Несколько лет подряд Булгаков жил на Большой Пироговской в доме № 35а. Неподалеку от дома находился трамвайный парк, и дважды в день, рано утром и после полуночи, вереницы трамваев проезжали мимо, своим грохотом сотрясая стены писательской квартиры.

Еще один литературный герой, для которого возникающий в тексте образ трамвая связан со смертью, – это доктор Живаго. Постоянно ломающийся трамвай в буквальном смысле везет Живаго в последний путь. Доктор все-таки успевает выскочить из своего метафорического гроба на мостовую, но еще внутри вагона он понимает, что «сорвал что-то в себе, что он наделал что-то роковое».

Литературоведы нередко связывают «трамвайно-смертельный» эпизод «Доктора Живаго» с уже упомянутым стихотворением Гумилева. Участок, по которому двигался вагон с героем романа – «от Кудринской к Зоологическому», – может напомнить эрудированному читателю кульминацию гумилевского стихотворения: «Понял теперь я: наша свобода / Только оттуда бьющий свет, / Люди и тени стоят у входа / В зоологический сад планет».

Сегодня, несмотря на темпы развития науки и техники, трамвай остается одним из видов транспорта, который не наносит вред экологии и не требует больших расходов на содержание. Красный вагончик с желтой обрешеткой – исторический символ Лиссабона. Петербургский трамвай – часть культурного кода Северной столицы. Не менее разветвленная сеть и длинные маршруты имеются в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде Новосибирске, Магнитогорске… Современные поезда развивают скорость от 24 до 75 км/ч, ежедневно перевозя тысячи пассажиров. Сесть в вагончик и поехать 20 ноября по одному из имеющихся маршрутов призывает День трамвайных поездок.

 

 

20 ноября 2023


Up!