21 декабря – 180 лет со дня рождения Эмиля Мартена (1841–1899), французского тифлопедагога, директора Парижского национального института для слепых детей
Эмиль Мартен родился 21 декабря 1841 года в городе Арле в департаменте Прованс на юге Франции. Его отец работал на судостроительных верфях. С раннего детства мальчик получил возможность изучать культурное наследие своего края, прикасаться к историческим памятникам древности. Со времен Юлия Цезаря, захватившего город и превратившего его в римскую колонию, сохранились редкие памятники архитектуры и искусства: античный театр, церкви, руины акведука, форума, бань, некрополя.
Для Эмиля Мартена, возглавившего Парижский национальный институт для слепых детей в 1883 году, увиденное им в детстве и юности послужило хорошим материалом для преподавания истории, географии и литературы. Уроки по этим предметам носили живой характер, отличались достоверностью, развивали воображение слепых учеников. Например, чтобы дать детям представление о скульптуре, Мартен в качестве примера привел скульптуру Арльской Венеры, найденной археологами в 1651 году и ставшей одним из лучших украшений Лувра в Париже.
В 1884 году незрячие Франции отмечали 100-летие со дня открытия Парижского института для слепых детей. В самом большом зале столицы «Трокадеро» была исполнена в честь юбилея оратория «Искупление» для хора и оркестра под управлением автора – Шарля Гуно.
К 1880-м годам дело просвещения слепых заметно улучшилось, в стенах института обучались 150 мальчиков и 75 девочек. Изменился подход к обучению незрячих, в прежние годы считалось, что способности слепых с наибольшей полнотой могут раскрываться в музыке, но Эмиль Мартен заметил, что далеко не все незрячие обладают музыкальным даром, поэтому для самостоятельной жизни их нужно обучать и другим профессиям, в частности различным видам физического труда. Вот почему в ученической мастерской, где раньше практиковалось обучение вязанию на спицах, в институте открыли мастерские по плетению корзин и набивке одежных и хозяйственных щеток. Круг ремесел, доступных слепым, расширялся.
В пору директорства Эмиля Мартена в Парижском институте были подготовлены слепые, которые впоследствии сами могли вести работу по психологической и социально-трудовой реабилитации людей, лишенных зрения. Один из его учеников – Пьер Виллей (1879–1933) – стал профессором, автором трудов в области теории и практики обучения незрячих – «Педагогики слепых» и «Психологии слепых».
В бытность Э. Мартена в Парижский институт были приняты и успешно его окончили российские незрячие из Санкт-Петербурга В.М. Дениссель и В.И. Тебедев. Впоследствии первый стал профессиональным пианистом, им была собрана прекрасная библиотека рельефно-точечных книг и нот, которую он завещал Петербургской школе для слепых детей.
Возвратившись на родину, В.И. Тебедевым были составлены учебные пособия: «Нотописание пунктирным шрифтом для слепых» и «Изложение нотной системы, приспособленной к пению в православной церкви». Эти работы способствовали повышению профессионального уровня незрячих музыкантов и певчих светских и церковных хоров. Он также организовал платные курсы по подготовке переписчиков нотно-музыкальной литературы по системе Брайля и сам преподавал на них.
Эмиль Мартен умер 24 июля 1899 года.