Мастерская доброты Сергея Баруздина
Литературный путь Сергея Баруздина наметился еще в довоенные годы, когда десятилетним мальчиком в 1936 году он пришел в литературную студию Московского городского Дома пионеров по направлению самой Надежды Крупской, бывшей в те годы заместителем наркома просвещения. Ознакомившись в редакции «Пионерской правды» с творчеством московского школьника Сережи Баруздина, Надежда Константиновна вызвала к себе в наркомат юного стихотворца. После беседы она вручила ему следующую записку для директора Дома пионеров: «Направляю Вам талантливого мальчика Сережу… Прошу определить его в литературный кружок… Н. Крупская».
Каждому из нас с детства знакомы эти строки:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Баруздин своими стихами он учит добру и чести не навязчиво и не заносчиво, а так просто и доверительно, что хочется его слушать, ему верить. Это редкий дар. Но судьба у Баруздина была совсем не простая и не гладкая, его мастерская доброты, как это ни парадоксально, берет свое начало на дорогах Великой Отечественной войны.
На фронт Баруздин попал в 15 лет, приписав себе два лишних года. Он служил в артиллерийской разведке, прошел с боями до Берлина, освобождал Европу.
Война сильно повлияла на молодого литератора. Сам он позже писал:
Не было и горше нет войны,
Той, что завершилась в сорок пятом.
Слышишь ты ее? И мне слышны,
Тридцать лет слышны ее раскаты.
Воспоминанья о войне,
Нет, это вовсе не по мне.
Я этим временем живу,
Живу во сне и наяву.
Действительно, война прошла через все творчество Баруздина, она прорывается в прозе для детей, полностью завладевает вниманием читателя в романе «Повторение пройденного».
После демобилизации начинающий литератор работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно окончил Литературный институт им. М. Горького.
В 1950 году он издал первый стихотворный сборник для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с Анатолием Алексиным «Флажок». В 1951-м вышел сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.
В 60-е годы Баруздин вносит в свои произведения яркую публицистическую ноту, она звучит в таких книгах, как «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». Например, в повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша большая и богатая. Умело и тактично вводит автор своих маленьких читателей в сложный мир житейских проблем, этому посвящены книги «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег… Рассказы» (1969).
Детская литература Баруздина очень разнопланова. От многочисленных рассказов о животных до поэтической «Сказке о трамвае», которая повествует о нем, как о живом существе. Он просыпается, моет стеклянные глаза, торопится на работу. Обладающий «железным характером» трамвай меняется вместе с жизнью. В своих знаменитых сказках и рассказах о животных писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой. Он доносит до нас ту простую мысль, что животные нуждаются в нашей заботе и любви. Убедитесь в этом сами, прочитав, например, «Рави, Шаши, Снежок и другие», «Лось в театре», «Необычный почтальон».
В возрасте 39 лет – по советским меркам очень рано – Сергей Баруздин возглавил журнал «Дружба народов». В те времена это издание было унылым и неинтересным. Его даже в шутку называли «братской могилой братских народов». Баруздину пришлось серьезно реформировать редакционную политику. «Дружба народов» вступила в конкуренцию с очень популярными тогда журналами «Новый мир», «Знамя», «Октябрь».
Новому главному редактору удалось совершить настоящий прорыв. Именно в «Дружбе народов» в разные годы были опубликованы произведения Виктора Некрасова, Бориса Пильняка, Марка Алданова, Нины Берберовой, Булата Окуджавы, Фазиля Искандера. Здесь же увидели свет поздние романы Юрия Трифонова (в том числе и «Дом на Набережной»), а также «Разные дни войны» Константина Симонова. Прогремевшие в начале перестройки «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова тоже появились в журнале, возглавляемом Баруздиным. Литературовед Юрий Калещук вспоминал о тех нелегких временах: «Все это стоило мучительных объяснений в Китайском проезде, где сидели наши цензоры, и на Старой площади, где располагался ЦК. Но не было случая, чтобы Сергей Алексеевич подставил кого-то из нас. Ушедший на фронт мальчишкой, смертельно больной, даже в 50 выглядевший глубоким стариком, он умел держать удар, как никто другой».
Баруздин выступал и как историк литературы. Следует отметить сборник литературных очерков под названием «Люди и книги». Творчество Эдуарда Асадова, Агнии Барто, Михаила Исаковского, Валентина Катаева и многих других советских писателей становится ближе и понятнее после прочтения очерков об их жизни, написанных Сергеем Баруздиным. А в книге «Заметки о детской литературе» собраны статьи более чем о 60 писателях.
Еще в начале литературного пути Сергея Баруздина многие спрашивали, почему он, начинающий в те годы литератор, жизнь которого была опалена войной, в своих стихах и прозе обратился к детям? Сам писатель объяснял это тем, что душа устала от войны, от горя и разрухи, и потянулась к живой, теплой, мирной жизни, населенной детьми, птицами, зверями… После увиденного на дорогах войны ему захотелось наполнить этот мир добротой, радостью, детскими улыбками. И он сумел это сделать.
За свою жизнь Сергей Баруздин написал более двухсот книг для взрослых и детей. Они изданы огромными тиражами и продолжают переиздаваться сейчас, потому что во все времена детям нужно мудрое слово, обогащенное добротой сердца.