+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости23 мая – 105 лет со дня рождения русской советской детской писательницы Сусанны Георгиевской (1916-1974)

 

 

                   

 

ЗАБЫТЫЙ  ГОЛОС СУСАННЫ ГЕОРГИЕВСКОЙ

 

Когда читаешь её биографию, первое впечатление: какая печальная судьба. Ребенок погиб, с обоими мужьями рассталась, называла себя стервой, которую изменила война, осталась в одиночестве, впала в депрессию, покончила с собой.  При этом писала удивительные, совершенно особенные, книжки, которые предназначались и детям, и взрослым одновременно. Причем, взрослым  с целью «помочь им более глубоко понять нежную душу ребёнка». По мнению критиков, её  творчество открывает дверь в волшебный мир, не похожий на ту повседневность, в которой мы существуем.

 

Да, Георгиевской можно заинтересоваться даже только из-за её биографии. По документам она родилась 23 мая 1916 года в Одессе, но скорее всего, официальные документы были подделаны – уже  в 1928 году она вступила в брак с ученым Валентином Глушко, одним из пионеров советского ракетостроения. Поддельные документы могли быть связаны с историей семьи. Дело в том, что дед писательницы имел весьма большое молочное производство в Одессе и был раскулачен.

Брак с Глушко распался в 1930-м. В причины развода Георгиевская никого не посвящала, но впоследствии сын Глушко, Александр, рассказал  в одном из интервью, что молодая супруга, например, выбросила дипломную работу будущего ученого на помойку.  Прокомментировал он это так: «Сусанна хотела ходить в театры, блистать, ей надоели нищета и муж, который почти всё время посвящал работе. К работе она его ревновала жутко».

В ранней молодости Сусанна успела поработать на заводе, в больнице, в библиотеке, побыла актрисой в Интернациональном театре и окончила по разным данным или ЛГУ или Ленинградский институт иностранных языков (ЛИФЛИ).  Потом  она устроилась переводчицей в ленинградский «Интурист», а затем стала журналисткой газеты «Пионерская правда». Именно богатой трудовой биографией многие критики объясняют разнообразную палитру её героев, от девочек-школьниц, которые задумали стать артистками цирка, до швейцарки, приехавшей в Россию преподавать французский язык.

В начале 1936 года Сусанна Михайловна публикует переводы и очерки  в журнале «Вокруг света» и  в газете «Ленинские искры»  под именем С. Згут. Примерно в это же время она выходит  замуж за архитектора Георгиевского и несколько позже начинает  публиковаться под его фамилией. Со вторым мужем она развелась в начале войны, и тогда же их маленький сын Петя умер от тифа.

После смерти сына в 1942 году Георгиевская ушла добровольцем на фронт. И не просто на фронт, а  матросом на Северный флот и дослужилась до офицерского звания. Когда боевые действия на севере закончились, она по собственной настойчивой просьбе была переведена в Днепровскую флотилию, участвовавшую во взятии Берлина. Георгиевская получила орден Отечественной войны II степени, а также медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За отвагу» и «За оборону Советского Заполярья».

Она сама говорила, что война ее очень изменила, критики же считают, что война коренным образом  повлияла на её прозу, сделав ее зрелой и весомой. Лидия Чуковская, например, писала : «Война наполнила её произведения новым содержанием, приблизила к читателю, излечила стиль от неточностей и невнятиц».

Но одна лишь Сусанна Михайловна знала, что творилось у неё в душе после потери любимого сына.  Понятно, что на войну её погнало горе. Может, она даже искала смерти. Позднее в «Монологе»  написала о сыне строки, которые трогают до слез: «Глаза его – словно крылья, всегда в полете. Я не успела купить ему трехколесный велосипед. Я была бедна. Он знал все марки машин. Перед тем, как уйти на фронт, я каждый день зарывала в холмик его могилы игрушки».

Но как бы то ни было, она осталась жива и продолжала писать.

Удивительно, но  с юности все её темы сводились, в сущности, к одной – теме преодоления  одиночества. Будь то старая швейцарка или соседи по коммунальной квартире, которые полюбили друг друга, а потом разошлись, стержень прозы Георгиевской  всегда один – борьба  человека и одиночества. И кто победит, это ещё вопрос.   Например, в раннем рассказе «Ошибка» одиночество определенно побеждает героиню рассказа, отказавшуюся от семьи.

Чтобы понять масштаб дарования Сусанны Георгиевской достаточно вспомнить  только две детали из этого её рассказа. Героиня, одинокая женщина Лидия Онуфриевна, завидует зимовщикам на зимовке. Они отгорожены от всего мира. Но по радио до них долетают родные голоса. «Папа, я очень скучаю», «Брат Николай, я горжусь твоим мужеством». «Одиночество там, во льдах, — говорит автор, — нарушалось постоянным и теплым общением с миром. От нежности плавятся льды».

И еще. Однажды девушка, соседка, заглядывает к этой совершенно одинокой женщине  и застает ее громко повторяющей неизвестно кому: «Милый, я так устала», «Милый, родимый, я так устала».

Согласитесь, мурашки по коже. А это ведь ранний рассказ. Позже Сусанна Михайловна совершенствовалась в мастерстве, не теряя свою оригинальность. Вот как написала об этом Лидия Чуковская: «Первые рассказы С. Георгиевской для маленьких — «Петрушка», «Лягушка», «Каменщик», «Как я бабочку ловила» — привлекали внимание своеобразием голоса, необычностью, резкой несхожестью с другими. Словно стал слышен какой-то новый звук, не совсем уловимый и странный».

Да, её рассказы можно назвать странными. Например, у неё есть рассказ о том, как девочка обманула бабочку, сама притворившись бабочкой: «Я стала на цыпочках бегать по саду и тихонько руками махать, как крыльями». Взрослых её рассказы могут даже привлечь именно своей странностью. Ну а детей? Ну а детей – искренностью.

Смириться со смертью сына она так никогда и не смогла, после войны посвятила всё своё творчество детям. Про себя Георгиевская говорила: «Мне подарен прожектор. Он высвечивает лучшее в человеке. Даже то, чего он о себе не знает. Но я-то знаю. Я знаю!»

После войны Георгиевская получила широкую известность благодаря книгам о детях разных возрастов, некоторые из них переиздаются и в XXI веке. К числу наиболее известных относятся повести «Лгунья» (1969) и «Колокола» (1972), а также роман «Отец» (1973). Кстати, этот роман некоторые критики считают настоящим шедевром.

 Несмотря на довольно широкую популярность её книг в Советском Союзе, Георгиевская оставалась критически одинокой до последних дней своей жизни, оборвавшейся в 1974 году. Она покончила  с собой, говорят, у нее была скрытая душевная болезнь.

Многие обращали внимание на  особенный, ни на кого не похожий, литературный  голос этой писательницы. Голос этот сегодня почти забыт. Но в наших силах вспомнить его, взяв в библиотеке и перечитав книги Сусанны Георгиевской.

 

22 мая 2021


Up!