+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости23 октября – Международный день школьных библиотек

 

23 октября – Международный день школьных библиотек

 

День школьных библиотек отмечается ежегодно осенью, в четвертый понедельник октября, во многих странах мира по инициативе ЮНЕСКО начиная с 1999 года. Официальный статус праздник получил в 2005 году.

Как отмечается в книге известного библиотековеда Юрия Столярова, школьное образование в России было в буквальном смысле слова порождено библиотеками, которые выступили в роли праматери школы.

 Библиотека образовательного учреждения – один из старейших типов библиотек в нашей стране. Первой моделью школьной библиотеки, подробно описанной в печатных источниках, был Царскосельский лицей, открытый 19 октября 1811 года в Царском Селе для обучения детей дворян. Интересно, что сейчас библиотека знаменитого Царскосельского лицея находится сегодня не в Царском Селе и не в Петербурге, а на Урале. Она была эвакуирована во время Гражданской войны. Подробнее об этом вы сможете прочитать в статье Дмитрия Шеварова в одном из архивных номеров журнала «Библиотека в школе» онлайн (https://lib.1sept.ru/view_article.php?ID=201000613).

В 1911 году в «Трудах первого всероссийского съезда по библиотечному делу» было предложено в связи с расширением сети школ создать всеобщую сеть школьных библиотек.

После революции 1917 года развитие сети школ и школьных библиотек продолжается в рамках деятельности по массовой ликвидации безграмотности. В первое послереволюционные десятилетие учреждаются специальные издательства, обслуживающие школы и их потребности в книгоиздании. К ним можно отнести «Учпедгиз», а также издательство «Школьная библиотека». В это же время остро стоит вопрос подготовки кадров для работы в школьных библиотеках, где вводится специальная должность библиотекаря. В период Великой Отечественной войны многие школьные библиотеки и их фонды сильно пострадали, однако впоследствии они были восстановлены.

В настоящее время школьные библиотеки при средних общеобразовательных учреждениях продолжают развиваться в контексте новых тенденций в сфере образования. Сейчас в России насчитывается более 62 тыс. учреждений подобного типа.

Школьная библиотека обеспечивает учителям, учащимся и их родителям доступ к различным библиотечно-информационным ресурсам и является важнейшим связующим звеном образовательного процесса. Ее фонды комплектуются с учетом потребности школы в литературе для учебной и самостоятельной работы школьников.

Помимо традиционных школьных библиотек в мире, встречаются и необычные – плавучие, подземные и кочевые. В них можно совершенно безнаказанно разрисовывать мебель, проводить самые разные эксперименты, посещать тайные комнаты, читать прикованные цепями книги. И они – не вымышленные, они существуют в реальном мире: познакомьтесь с ними на страничках сайта «Педсовет»: 5 необычных школьных библиотек со всего мира (pedsovet.org) ; Под землёй, на воде, в пещере: в каких необычных условиях учатся дети (pedsovet.org)

Особое место занимают школьные библиотеки, которые обеспечивают образовательный процесс детей – инвалидов по зрению. В частности, к ним относится библиотека школы-интерната № 1 в столичном районе Алексеевский, которая в прошлом году она вошла в топ-70 лучших школ Москвы (школьный сайт: https://schisv1.mskobr.ru)

 В заключение хотим порекомендовать прочитать 2 работы на рассматриваемую тему. Одна из них – «Технология работы школьной библиотеки: практическое руководство для начинающих библиотекарей» Марины Семеновой, выпущенное Смоленским областным институтом развития образования (https://sh-posolskaya-r81.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Biblioteka/MR_dlya_nachinayuschih_bibliotekarey.pdf). В этом методическом пособии освещены основы библиотечной деятельности в условиях работы школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров, предложена технология работы школьной библиотеки и школьных информационно-библиотечных центров: от процесса комплектования фондов до методов и форм обслуживания пользователей. Методические рекомендации содержат подборку нормативно-правовых документов, санитарных норм и правил, регламентирующих работу школьной библиотеки и школьных информационно-библиотечных центров в образовательной организации, включают описание различных видов библиотечной деятельности.

В еще одном рекомендуемом издании – известного канадского специалиста в области школьных библиотек Джудит Анна Сайкс «Школьные библиотеки, дружественные мозгу» – представлена концепция современной школьной библиотеки как «дружественного мозгу» когнитивно-ориентированного центра, рассмотрены профессиональные требования, предъявляемые к педагогу-библиотекарю. Помимо теоретических, психологических и биологических, основ педагогической и образовательной деятельности школьной библиотеки в книге предложены конкретные идеи и практические подходы, основанные на когнитивно-ориентированных методиках. Особое внимание уделено организации физического пространства «дружественной мозгу» школьной библиотеки, а также вопросам коллективного планирования и организации библиотечной деятельности в рамках общешкольного образовательного процесса.

23 октября 2023


Up!