+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости23 сентября – 85-летие Эдварда Радзинского, драматурга, прозаика, сценариста, телеведущего

 

Нескучная история Эдварда Радзинского

Может быть, еще никогда история не подавалась так эмоционально, а судьбы исторических личностей не становились на наших глазах так драматургичны, как в книгах и передачах Эдварда Станиславовича Радзинского. Во многих отношениях он не только яркая, но и уникальная личность в современной культуре.

Родился будущий литератор 23 сентября 1936 года в Москве в семье драматурга Станислава Радзинского. В 1959-м окончил Московский историко-архивный институт. А совсем скоро, в 1960-м, на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена его первая пьеса «Мечта моя… Индия» о судьбе выдающегося музыканта и просветителя конца XVIII века Герасима Лебедева, создавшего в Индии театр европейского типа. Уже в первой пьесе виден интерес Радзинского к масштабным, выдающимся личностям. Интересно, что дипломная работа Эдварда Радзинского также была посвящена Герасиму Лебедеву. Еще более интересно, что впоследствии эту работу перевели на несколько языков и опубликовали в журнале «ЮНЕСКО-информейшн».

Так что Радзинский даже начинал блистательно. Но дальше – больше. Талант драматурга проявился очень быстро и был признан стремительно.

Широкая известность пришла к нему после того, как Анатолий Эфрос поставил в Театре имени Ленинского Комсомола его пьесу «104 страницы про любовь». В этот текст Эфрос влюбился сразу: история отношений стюардессы Наташи и сотрудника НИИ Электрона Евдокимова показалась ему необычной, актуальной и честной. Вскоре пьеса была поставлена и Георгием Товстоноговым в ленинградском БДТ с Татьяной Дорониной в главной роли, снявшейся также в фильме «Еще раз про любовь», вышедший в 1968 году. Любовь была главным действующим лицом пьесы, заканчивающейся смертью в авиакатастрофе главной героини, словно обрывавшейся на высокой трагической ноте. Фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях стал культовым. Именно после выхода этой картины на экраны страны Татьяна Доронина превратилась в кинозвезду. Познакомившись во время совместной работы, Радзинский и Доронина поженились и прожили в браке пять лет.

Остросовременные пьесы Радзинского «Снимается кино», «Обольститель Колобашкин», «Турбаза» были поставлены Анатолием Эфросом.

В 1970–1980-е годы в творчестве Радзинского начался новый период. Его драмы на античный сюжет «Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки» были поставлены Андреем Гончаровым в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского и стали театральными долгожителями.

В 1990-х годах на московской сцене одновременно шло 9 пьес Эдварда Радзинского: «Лунин, или смерть Жака», «Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Я стою у ресторана…», «Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «Спортивные сцены 1981 года», «Приятная женщина с цветком и окнами на север». И на все эти спектакли было не попасть. Радзинский позже жаловался, что даже он сам не мог достать билеты для друзей на свои спектакли.

Про спектакли по пьесам Радзинского говорили, что это была первая гласность в темноте. При этом сам литератор любит повторять фразу: «драматург пишет одну пьесу, режиссер ставит другую, а зритель… смотрит третью». Эдвард Станиславович считает, что ни один из его замыслов ни одним из режиссеров не был воплощен точно. «Лунин, или смерть Жака» он считает лучшей из своих пьес, потому что «она христианская, она о прозрении человека, который всю жизнь служил собственной гордыне и оттого был смел, а порой и беспощаден».

О бешеном успехе спектаклей свидетельствует хотя бы такой забавный факт, рассказанный самим драматургом: «Я помню, шел в театр вместе с Тонино Гуэрра, который по-русски не знал ни слова. Мы шли, и все спрашивали билеты на «Беседы с Сократом». Тонино спросил: «Это премьера?» Я гордо ответил: «Четырнадцать лет идет спектакль!» Гуэрра был потрясен.

Пьесы Радзинского много ставили за рубежом – во Франции, Дании, Финляндии, Бельгии, Японии, США. В 90-е американский театральный журнал Backstage назвал Эдварда Радзинского самым востребованным русским драматургом на Западе после Антона Чехова.

Но настали иные времена: не стало Эфроса, театр перестал быть «властителем дум», а с точки зрения искусства уже не соответствовал тем масштабам, к которым продолжал стремиться Радзинский. К слову об этом масштабе есть интереснее и программное рассуждение драматурга: «Моя песнь для меня важнее, чтобы совсем было понятно: есть нынешний театр и есть современный. Что такое нынешний театр? Это такой, который схватывает лексикон нынешний “клево”, “круто”, понимаете, он существует в этой языковой стихии, он идет вслед за временем. А есть современный театр, это театр, который вмешивается во время и ведет время за собой».

Эдвард Радзинский оставил театр с началом перестройки. Когда на читателей хлынул поток недоступных прежде документов, литератор понял, что сейчас самое время писать об истории, которая всегда его интересовала (не зря он окончил Московский историко-архивный институт). Радзинский занялся четырьмя крупными фигурами отечественной истории: Николаем II, «последним великим царем Александром II», «русским мужиком» Григорием Распутиным и «первым большевистским царем» Сталиным.

Понимая, что любая популяризация истории ведет к ее искажению, всегда подчеркивал, что он не историк, а «человек, пишущий про историю». В ответ на критику в свой адрес (Радзинского часто упрекают в фальсификации) вспоминает Карамзина, которого ругали при жизни специалисты, чьи имена сегодня уже ничего не скажут читателю.

В течение двух десятилетий Эдвард Радзинский проводил исследовательскую работу, создавая книгу «Жизнь и смерть Николая II».

 В 1989–1990 годах он впервые в СССР опубликовал записку Якова Юровского о расстреле царской семьи. Соединив показания участников расстрела, писатель фактически заставил этих людей самих рассказать по секундам о цареубийстве.

Книги Эдварда Радзинского о Николае II, Распутине, Александре II и Сталине вышли в крупнейших мировых издательствах, и были переведены на многие языки мира.

Немного позже Радзинский пришел на телевидение с авторскими историческими циклами, среди которых особенно запомнились «Загадки истории» и «Гибель галантного века». Самой большой популярностью пользовались передачи, посвященные русским царям – Ивану Грозному и Петру Первому, а также советским вождям – Ленину и Сталину. На телевидении Эдвард Станиславович полностью совпал с самим собой. Его монологи-импровизации, вмещающие в 40 минут экранного времени человеческие судьбы исторического масштаба, захватывают, впечатляют, а порой и поражают воображение. Многие отмечают также актерский дар писателя.

Сам Эдвард Радзинский свои выступления называет своеобразным историческим театром, говоря: «Люди которые приходят слушать, вместе со мной словно совершают путешествие в то время, о котором я рассказываю. Я перестал делать историю скучной». Нельзя не согласиться с тем, что этот писатель, как никто другой, способен сделать историю увлекательной, умело обострить драматургию судеб и заставить современников размышлять о прошлом своей страны, чтобы улучшить ее будущее.

 

 

23 сентября 2021


Up!