Благородство и смирение Николая Бестужева
Многие из нас знают Николая Бестужева как одного из главных участников восстания декабристов. Но мало кто представляет, насколько блистательный это был человек, как щедро он был одарен разнообразными талантами.
«Число искусств и ремесел, коими владел Николай Бестужев, исчислению не поддается, ибо он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы “не тужил улан-орон” (то бишь красное солнышко) Бестужев», – так написал о Николае Александровиче историк и литературовед Натан Эйдельман. Этими словами он очень точно выразил что-то сакраментальное и уникальное в личности Николая Бестужева.
Кстати, и о Бестужеве-декабристе мы знаем лишь в общих чертах, а он, например, работал над «Манифестом к русскому народу», который должна была вручить правительству делегация революционеров. Тезисы документа по факту провозглашали республиканский строй. В 1824 году Николай Бестужев был принят в Северное тайное общество, и Рылеев предлагал ему стать членом Верховной думы Северного общества (Бестужев из скромности отказался). Наконец, именно он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж.
Николай Александрович был осужден по строжайшему II разряду и приговорен к пожизненной каторге. И только потом царь Николай Первый смягчил наказание, уменьшив срок. Но, даже когда срок наказания за выступление на Сенатской площади закончился, Бестужев никуда не уехал из Сибири, а продолжал там плодотворно трудиться сразу на множестве нив. Он стал для местного населения легендарной личностью.
Возможно, задатки таких разнообразных талантов и прогрессивных взглядов следует искать в семье, которая вне всяких сомнений была необычной и выдающейся. Начнем с того, что отец, потомственный дворянин Александр Федосеевич Бестужев, женился на девушке-мещанке Прасковье Михайловне Петровой, которая его выходила после тяжелого ранения на русско-шведской войне. Такие браки в ту пору были огромной редкостью, нужно было обладать смелостью и широтой взглядов. У пары было 8 детей, 5 сыновей и 3 дочери. И все пятеро сыновей стали декабристами. Исследователи считают, что никто не внес такого большого семейного вклада в движение декабристов, как Бестужевы.
Дом Бестужевых был одним из культурных центров Петербурга, где проходили встречи художников, писателей и композиторов. У отца была собственная теория гуманной педагогики, которую он изложил в трактате «О воспитании».
В 11 лет Николай Бестужев стал воспитанником Морского кадетского корпуса в Петербурге. В том же учебном заведении учились его младшие братья Михаил и Петр. Через пять лет Николай получил звание гардемарин, а еще через два года стал мичманом. В 1810 году юноша был зачислен в Морской корпус в звании подпоручика.
Бестужев участвовал в походе в Голландию. Молодой офицер собственными глазами увидел установление республики, что дало ему представление о гражданских правах. Были и другие походы, знакомство с культурой западных стран все больше подтверждало мысли молодого офицера о том, что монархия тормозит развитие России.
Позднее Николай Бестужев, служа при адмиралтейском департаменте, занимался составлением истории русского флота. В 1822 году он написал труд «Опыт истории российского флота».
Федор Петрович Литке, известный полярный исследователь, впоследствии президент Петербургской Академии наук сказал о Бестужеве, что он – «краса флота, гордость и надежда своего семейства, идол общества».
Литературные произведения Николая Бестужева написаны просто и изящно, читаются с интересом. Уже после его смерти лучшие из его очерков и рассказов, например «Записки о Голландии 1815 года», «Русские в Париже 1814 года», «Гусиное Озеро» (этнографический очерк из быта бурят) были изданы отдельной книгой под заглавием «Рассказы и повести старого моряка».
Николай Бестужев обладал выдающимися техническими способностями. На каторге и на поселении он занимался сапожным, ювелирным, токарным и часовым делом. Разработал новую конструкцию высокоточного хронометра совершенно оригинальной системы. Во время Крымской войны работал над конструкцией ружейного замка, создал чрезвычайно экономичную «бестужевскую печь».
Он вел метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения. Выращивал табак и арбузы, пытался организовать тонкорунное овцеводство. Описал Гусиноозерское месторождение каменного угля.
Николай Александрович проводил исследования по этнографии и археологии, собирал бурятские песни и сказки. Он открыл следы оросительных систем у первых земледельцев Забайкалья и петроглифы на берегах Селенги.
Также Николай Бестужев писал отличные акварельные портреты. Его серия портретов декабристов считается уникальной в изобразительном искусстве. Позже портреты декабристов и их жен, добровольно отправившихся за мужьями в Сибирь, дополнили портреты коренных жителей Селенгинска, Кяхты, Иркутска, виды сибирских городов.
В ответах на вопросы, поставленные при расследовании дела декабристов, Николай Бестужев объяснил, что «укоренением свободного образа мыслей» он «никому не обязан» и что «виденного на практике в других державах достаточно было, чтобы утвердить в сих мыслях». Он ничуть не сожалел об участии в восстании, на допросах вел себя с исключительным достоинством. Николай Первый назвал его «умнейшим человеком среди заговорщиков».
Отбыв 13 каторжных лет в Чите и Петровске, братья Николай и Михаил Бестужевы поселились в Селенгинске.
Они изобрели маленькие, но удобные для гористых забайкальских степей двуколки-сидейки и наладили их производство (эти повозки существуют в Сибири по сей день, их называют «бестужевки»), учили местных бурят сеять хлеб, обучали их грамоте и навыкам различных ремесел. У Бестужевых была в Селенгинске часовая, ювелирная и оптическая мастерская.
Удивительно написал о смерти Николая Бестужева пермский губернатор Бернгард Струве в своих «Воспоминаниях о Сибири»: «Умер Н. А. Бестужев в 1855 году, совершив едва ли кому-либо известный подвиг истинного человеколюбия: возвращаясь в марте из Иркутска в Селенгинск, он нагнал на Байкале двух пеших старушек-странниц при постепенно усиливавшейся метели. Он вышел из своей повозки, усадил в нее этих старушек, а сам сел на козлы и так продолжал переправу через Байкал. При этом он простудился; приехав в Селенгинск, слег в постель и через несколько дней скончался как праведник».
Жизнь Николая Бестужева заставляет задуматься о величайшем благородстве и величайшем смирении. Как и многие декабристы, выходя на Сенатскую площадь, он ратовал не за себя, а за процветание и прогресс своей любимой Родины. Он готов был жизнь положить за идеи, которые искоренили бы в его стране вековое узаконенное рабство – крепостное право. В ссылке он не только не отчаялся, но всей душой полюбил сибиряков, жил, творя Богу угодное, а людям полезное. И очень многое успел сделать и написать. Сибиряки называли его праведником и считали едва ли не идеалом человека. Так что прикоснуться сегодня к мыслям Николая Бестужева из его как литературных, так и научных трудов никому не будет лишним, а для всех будет познавательным и душе полезным.