Если вас чаруют красота и звуки, –
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
На долю Ольги Ивановны Скороходовой, автора этих строк, выпало тяжёлое испытание. О своём детстве она вспоминала: «Когда в 1915 году кормильца угнали на войну, мама осталась единственной работницей в семье…Она батрачила у священника, оставляя меня на попечение больного и доброго дедушки. Тяжелы были первые годы моей маленькой жизни, но всё же они казались «золотым детством» до того дня, как летом девятнадцатого года я заболела менингитом…». Восьмилетняя девочка вследствие этой страшной болезни стала инвалидом: полностью утратила зрение и постепенно слух, ее долго мучили частые сильные головные боли и страхи. Матери не стало, когда ей было одиннадцать лет, и какое-то время девочка жила у родственников, находясь в вынужденной изоляции от окружающего мира. Но жизнь ее вскоре изменилась. Очень тепло Ольга Ивановна отзывалась об Иване Афанасьевиче Соколянском – человеке, который помог ей приобщиться к жизни и многого достичь. Она известна как учёный-дефектолог, педагог, литератор. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухих детей. Написала несколько книг. Они представлены в фонде Российской государственной библиотеки для слепых в доступных для чтения слепыми и слабовидящими людьми форматах.
Материал для первой книги «Как я воспринимаю окружающий мир» появился в результате многолетней работы автора над своими дневниковыми записями: «Год за годом расширялись мои записи, обогащался мой литературный язык. Читатель может верить мне или не верить – это его воля, – но знаниями и литературной речью я обязана чтению книг и в первую очередь, художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого – в чтении». Книга была издана в 1947 году и встречена с огромным интересом научной общественностью и другими читателями. Она была переведена на многие иностранные языки и издана за рубежом.
Через несколько лет, в 1954 году, эта книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». В книгу в качестве первой части вошла в несколько переработанном виде первая книга. Вторая часть книги, озаглавленная «Как я представляю окружающий мир», была написана вновь. Эта книга была с небольшими изменениями переиздана в 1956 году. В предисловии основатель советской педагогики слепоглухонемых И. А. Соколянский описал систему многолетней работы с Ольгой Скороходовой по обучению ее наблюдать и записывать свои наблюдения: вести дневник.
Новый, дополненный вариант книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», был издан в 1972 году, с предисловием доктора психологии Александра Ивановича Мещерякова, в котором он подробно описывает биографию И. А. Соколянского, учителя Ольги Скороходовой, излагает свое понимание системы обучения слепоглухих.
Последующие книги были переизданы в 1990-е годы, уже после смерти их автора в 1982 году.
Максим Горький, с которым Ольга Ивановна Скороходова переписывалась многие годы, в одном из своих писем к ней, писал: «…тем, что Вы есть, и тем, что с Вами уже сделано наукой, Вы служите человечеству. Это – так, Ольга Ивановна, – и Вы вправе этой службой гордиться».
В Российской государственной библиотеке для слепых с 24 июля по 03 сентября 2021 года проходит выставка «110 лет со дня рождения Ольги Ивановны Скороходовой, тифлосурдопедагога, кандидата педагогических наук».
На выставке представлены книги в различных форматах. (6+)