+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости24 ноября — День лирических мелодий

 

24 ноября — День лирических мелодий

 

300 и даже 400 лет назад люди утешались музыкой точно так же, как и мы сегодня, и печали были примерно те же — тяжёлый день, тревожное время, сердечные раны. Только, в отличие от нас, они были не пассивными слушателями, а собирались вместе, зажигали свечи, открывали ноты и играли на клавесинах, виолах и лютнях что-нибудь не очень сложное. Музицирование для души — лучшая психотерапия.

 

Большая часть музыки XVII века звучит для нашего слуха не очень привычно, поскольку музыкальная логика и лексика с тех пор очень сильно изменилась. Даже ноты тогда были не круглыми, а ромбовидными. Но в этой архаичности есть свой шарм, а наше время адаптировало, подогнало под себя барочный репертуар разными способами. Поэтому многие мелодии ещё добаховских времён и спустя 400 лет продолжают радовать нас своей красотой.

 

Генрих фон Бибер. Ария из сонаты «Благовещение» (около 1674)

 

Гених Бибер — знаменитый в то время австрийский скрипач и композитор. В 70-е годы XVII века он создал сборник из 15 сонат для скрипки с басовым аккомпанементом на темы эпизодов из священного писания («Сонаты-мистерии»). Самая первая соната называется «Благовещение» и состоит из 6 маленьких частей. Третьим номером идёт ария. В данном случае это слово не имеет отношения к опере — здесь арией называется инструментальная пьеса с выделенной мелодией. По стандартам того времени сопровождение к партии скрипки не выписывалось, а только намечалось и импровизировалось музыкантом — клавесинистом или лютнистом — на основе заданной гармонической схемы (бассо континуо). Это обстоятельство развязало руки современным исполнителям, которые не отказывают себе в удовольствии обыграть барочную мелодию по-своему в любом актуальном стиле. Вы можете заметить, что к этому сообщению прилагаются музыкальные записи. «Ария» Бибера здесь звучит в записи ансамбля старинной музыки «Арпеджиата» под управлением Кристины Плю́хар.

 

Барбара Строцци. Ария Che si può fare («Что же сделаешь?») (1664)

 

Барбара Строцци — редкий пример женщины-композитора в XVII веке. Редкость не в том, что она сочиняла музыку, а в том, что она сделала это своей профессией и стала известна всей Европе. Не только талант и предприимчивость, но и обстоятельства биографии Строцци способствовали такой успешной карьере. Её отец, венецианский аристократ, известный поэт, либреттист, человек широких взглядов, дал талантам дочери все возможности для развития. Барбара получила основательное музыкальное образование (её педагогом и наставником был крупный венецианский композитор Франческо Кавалли) и выступала в качестве певицы во время собраний основанной отцом Accademia degli Unisoni (это было что-то вроде закрытого мужского интеллектуально-творческого клуба).

 

Барбара Строцци сочиняла только вокальную музыку, часто на стихи своего отца. Произведения тут же издавались, что по тем временам было редкой практикой: нотная печать была сложным и, соответственно, дорогостоящим делом. До нас дошло 125 сочинений Строцци. Самое популярное её сочинение — ария «Что же сделаешь?» Здесь ария тоже не в оперном понимании слова. Это лирическая песня о любви на 4 повторяющихся аккордах.

 

Что же сделаешь,

Если звёзды не знают пощады.

А небеса не дают

Передышки в страданьях,

Что тут сделаешь?

 

Что сказать,

Если небо разверзлось дождями,

А коварный Амур

Так мучительно ранит.

Что же можно сказать?

 

Так устроена жизнь,

Что судьба лишь невинных карает.

Неподдельное золото верности

Потому так сияет,

Что очищено пламенем боли.

 

Исполнители арии в предлагаемой вам версии: Ракель Андуэса — сопрано, Хесус Фернандес Баена — теорба (старинный инструмент, басовая разновидность лютни).

 

Генри Пёрселл. Заключительный граунд из семи-оперы «Тимон Афинский» (1694)

 

Главный классик английской музыки Генри Пёрселл сегодня необыкновенно популярен. Пожалуй, он единственный из композиторов XVII века так хорошо вписался в современный музыкальный процесс. Например, в предлагаемой вам композиции легко услышать влияние на музыку нашего современника Майкла Наймана к фильму «Контракт рисовальщика».

 

Пёрселл сделал себе прекрасную карьеру при английском королевском дворе, написал много музыки в самых разных жанрах — от духовной и придворно-церемониальной до развлекательной и откровенно фривольной. Умер он рано — в 36 лет. Слушаем одну из последних его работ — заключительный оркестровый фрагмент из семи-оперы (спектакля с пением и танцами) «Тимон Афинский». Это так называемый английский граунд — пьеса в жанре вариаций (их всего 9) на повторяющуюся фигуру баса. Очень простая, надёжно сделанная танцевальная музыка с характерным для Пёрселла обаянием непосредственности. Исполняет барочный оркестр «Инглиш Консерт» под управлением Тревора Пиннока.

В этом материале использована книга Ольги Леоненковой «50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки» (2023). Книга доступна на сайте «ЛитРес» в звуковом и текстовом формате.

Предлагаем вам прослушать аудиозаписи к посту в нашем сообществе в ВКонтакте: 

https://vk.com/rgbs_ru?w=wall-64661231_3386%2Fall

 

24 октября 2023


Up!