24 января – 110 лет со дня рождения советского писателя Саввы Дангулова (1912–1989)
«Нет священнее места чем то, где ты родился. Как бы ни длинен был твой жизненный путь и богаты жизненные впечатления, никто не может заменить тебе отчего места», – всегда подчеркивал известный писатель советского времени, дипломат, литературный и общественный деятель Савва Артемьевич Дангулов. Он родился 24 января 1912 года в Армавире, где прошли его детство и юность, часто навещал родные места и немало добрых дел сделал для жителей. По его инициативе было построено здание в форме раскрытой книги для Центральной детской библиотеки имени Зои Космодемьянской. В 1994 году в библиотеке открылся дом-музей С. А. Дангулова – культурно-эстетический центр, поддерживающий молодые таланты, где бережно хранят память о знаменитом земляке: его произведения, архивные документы и личные вещи, подаренную им и его потомками коллекцию картин и скульптур.
В автобиографии, которая хранится в Доме Дангулова, автор написал: «Меня как писателя сотворил мой учитель словесности Николай Владимирович Очаповский. Человек, не ищу иных слов, редкий, был бесконечно предан своему учительскому призванию. Он меня удостоил завидной участью: я был редактором школьного литературного журнала и напечатал в этом журнале свой первый рассказ».
Савва Дангулов был журналистом, в годы Великой Отечественной войны военным корреспондентом. С назначением его на руководящую должность в отдел печати Наркомата иностранных дел началась дипломатическая карьера писателя.
Первая книга автора вышла в 1934 году. Этому способствовал осетинский писатель Арсен Коцоев, которому понравились очерки Дангулова о строительстве гидростанции на реке Гизельдон. Коцоев перевел их с русского и издал во Владикавказе отдельной книгой «Мастера второго солнца». Позже его очерки были изданы отдельной книгой в Москве. Но погрузился в писательскую деятельность Савва Дангулов только в 1950-е годы.
В 1957 году вышла из печати повесть автора «Игнат Лоба в Румынии», написанная по материалам, собранным писателем в послевоенное время, когда он работал первым секретарем посольства СССР в Бухаресте, затем – советником по прессе и культурным контактам.
Сам Дангулов говорил, что его увлекает исследовательское начало в работе писателя. Поэтому все, о чем он писал, имеет под собой серьезное основание, подкреплено большой исследовательской работой, перепиской и встречами с очевидцами, богатым опытом дипломатической работы.
Критика советских лет выделяла в художественном творчестве Дангулова две взаимосвязанные темы — ленинскую и «дипломатическую».
Очевидно, что первое направление его литературной деятельности сегодня, в 2022 году, вряд ли для кого-то, кроме специалистов и отдельных людей, представляет интерес. Тем не менее в то время, когда были написаны эти произведения, они шли, что называется, в ногу с существовавшей идеологией. Как бы мы ни относились к этому сейчас, это веха нашей истории.
Ленинская тема, начатая в рассказах и повестях, отражается в книге «Ленин разговаривает с Америкой» (1961); в книге «Двенадцать дорог на Эгль» (1970) и ее дополненном варианте «Пятнадцать дорог на Эгль» (1975).
Большинство «дипломатических» сюжетов писателя относится к первым шагам на международной арене молодой Советской страны и к тому, что носило в политике и в литературе название «борьбы за мир».
Широко известны роман автора «Дипломаты» (1966) – о первых внешнеполитических шагах молодой Советской Республики (осень 1917 – осень 1918), трилогия «Кузнецкий мост» (1968–1977), посвященная деятельности советской дипломатии в Великую Отечественную войну, роман «Заутреня в Рапалло» (1983), раскрывающий историю Генуэзской конференции 1922. Эти произведения Савва Дангулов включил в собрание сочинений, изданное в пяти томах. После написания романов «Государева почта» (1983) о секретной дипломатической миссии, которую возглавил молодой американский дипломат Буллит, и «Братина» (1986), писатель связал их с «Заутреней Рапалло» сюжетообразующим героем – молодым человеком Сергеем Цветовым. После объединения трилогия получила название «Братина. Триптих».
На фоне политических романов писателя другие его произведения оказались несколько менее заметными. Последней большой работой писателя стала книга литературных портретов «Художники» (1981). Имя Саввы Дангулова и его произведения известны не только в России, но и за ее пределами.