24 января – 130 лет со дня рождения писателя, литературоведа, критика Виктора Борисовича Шкловского (1893–1984)
«Виктор Борисович прожил девяносто один год и умер в 1984-м. Проживи он еще чуть-чуть, и застал бы вновь вернувшиеся двуглавые орлы и обращение “господа”. Писатель в России должен жить долго и, так или иначе, Шкловскому это удалось», – так считает прозаик и критик Владимир Березин. По его мнению, Виктор Шкловский предстает в своей жизни и творчестве в целом в трех ипостасях: как авантюрист, как литературовед и как писатель.
Шкловский – авантюрист, потому что вся его биография укладывается в сюжетную канву приключенческого фильма. Видный филолог (в 1912–1914 годах он учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета), он в Первую мировую вел за собой полк, прятался от обысков, а потом бежал от большевиков по льду Финского залива. Виктор Борисович умудрился вместить в свою бурную судьбу почти весь XX век, будучи при этом не просто наблюдателем, но и активным участником происходивших событий. Неслучайно Валентин Каверин сделал его героем романа «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове». Он появляется у Юрия Олеши в романе «Зависть», у Исаака Бабеля в «Одесских рассказах», у Михаила Булгакова – в «Белой гвардии». Есть предположения, что он явился прототипом Остапа Бендера.
Будучи авантюристом по жизни, Шкловский был еще настоящим писателем. Многих читателей привлекают его мемуарные записки «Жили-были», исторические повести «Земли разведчик» (о Марко Поло), «О мастерах старинных», «Повесть о художнике Федотове». Его повесть ZOO – о любви, оклеенной иронией, как обоями: «Что бы вы ни говорили о женщине, добивайтесь ответа сейчас же, иначе она примет горячую ванну, переменит платье, и все нужно начинать говорить сначала».
Но, конечно, прославился Шкловский прежде всего как литературовед. Еще в гимназии он писал работы по теории прозы. В 20 лет в знаменитой «Бродячей собаке» читал доклад «Место футуризма в истории языка»
Он выступал активным сторонником футуризма, его первая книга, брошюра «Воскрешение слова» (1914) признана значимым манифестом этого направления, а также считается провозвестницей русского формализма.
Виктор Шкловский утверждал, что нужно исследовать «литературу как таковую», именно то, что ее создает: рифма и звуки в поэзии, композиция в прозе.
Стихотворная речь, в отличие от повседневного словоупотребления, должна «воскрешать», оживлять смысл вещей и явлений, о которых говорил поэт. Поэтическое слово – «самовитое» (необычное, отличающееся от других; слово предложено Велимиром Хлебниковым), труднее для восприятия, чем общеупотребительное.
В 1916 году Шкловский стал одним из основателей Общества изучения теории поэтического языка (ОПОЯЗ). В 1917 году была написана знаменитая статья «Искусство как прием».
В 1916–1919 годы Шкловский написал статьи «О поэзии и заумном языке», «Искусство как прием», «Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля». В этих трудах сформулированы основы «формального метода» в литературоведении: теория остранения (необходимая для изучения поэтической речи и поэтического слова), искусство как конструкция, закономерности сюжетного строения.
Шкловский одним из первых предлагает схемы (формулы), по которым строится литературное произведение. Так, рассказы Конан-Дойля строятся, по его мнению на основе следующей схемы: I. Ожидание, разговор о прежних делах, анализ. II. Появление клиента. III. Улики, приводимые в рассказе. IV. Ватсон дает уликам неверное истолкование. V. Выезд на место преступления (иногда будущего). VI. Казенный сыщик дает ложную разгадку. VII. Интервал заполняется размышлениями Ватсона, не понимающего в чем дело. VIII. Развязка, по преимуществу, неожиданная. IX. Анализ фактов, делаемый Шерлоком Холмсом.
Шкловский развивает теорию прозы, основываясь на положении, что особенности литературы и искусства определяются суммой формальных приемов. Благодаря им любой материал из жизни может быть превращен в художественное произведение. Сборник «О теории прозы» был издан в 1925 году.
Кстати, именно Шкловскому мы обязаны в появлении фразеологизма «гамбургский счет», что означает платить сполна, в полном объеме (об оценке чего-нибудь без скидок и уступок, с предельной требовательностью). Скрываясь от ГПУ в сумасшедшем доме, Виктор Борисович работал над книгой «Сюжет как явление стиля». После издания книги «Гамбургский счет» в обиход вошло это крылатое выражение. Виктор Борисович писал, что нечестных писателей надо отсеивать по гамбургскому счету.
Своими работами Шкловский задал новые критерии объективности в литературоведении, которые получили дальнейшее развитие в первую очередь в западном литературоведении.