25 июля – 100 лет со дня рождения шведской писательницы Марии Грипе (1923–2007)
Мария Грипе – лауреат премий Льюиса Кэрролла, Астрид Линдгрен, премии Нильса Хольгерссона (того самого, который летал с дикими гусями) и самой главной награды детских писателей – Золотой медали Х. К. Андерсена.
Произведения Марии Грипе переведены на 29 языков мира, а всего ею было написано более 30 книг для детей и подростков. Еще в детстве она придумывала сказочные истории для своих братьев и сестер, а будучи подростком, писала стихи.
Мария Грипе изучала философию и историю религии в Стокгольмском университете, и конечно, это отразилось на ее творчестве – многие ее книги, особенно подростковые, наполнены загадками, тайнами и символами. Присутствуют и мистические элементы.
Так, например, произведение «Навозный жук летает в сумерках» представляет собой и остросюжетный детектив, и фантастику, и мистику с элементами готического романа. Действие происходит в маленькой скандинавской деревеньке. Трое детей нанимаются поливать цветочки в старую усадьбу – пансион. Владелица уезжает, вместе с распоряжениями оставив им и ряд запретов: не ходить в некоторые закрытые комнаты, не касаться определенных вещей. Ну, разумеется, что будут делать дети? Конечно же, пойдут открывать тайны. Навозный жук – это не просто насекомое, а древнеегипетский скарабей. Он не зря появляется в сумерках – это проводник, намекающий на различные загадки. И цветочки в этой книге, скажем так, со странностями. Вместе с закрытыми комнатами дети открывают и давнюю любовную историю.
«Сесилия Агнес – странная история» представляет собой психологический триллер, в котором подростки Нора и Даг расследуют тайну из прошлого. В старом доме слышатся непонятные шаги, раздаются странные телефонные звонки и появляются призраки. Несмотря на мистический антураж, книга является серьезным и глубоким реализмом, который касается, как и настоящего мира подростков, так и мира прошлого, который они открывают вместе с вещами и звуками старого дома.
«Навозный жук летает в сумерках» и «Сесилия Агнес – странная история» были экранизированы.
Мария Грипе считала: «Хорошая книга должна обладать двумя качествами: с одной стороны: “О, это восхитительно! Не могу оторваться”, а с другой стороны: “Теперь надо сесть и подумать об этом”. Книга должна иметь увлекательный сюжет и давать пищу для размышления». Именно такова ее известная тетралогия о тенях: «Тень на каменной скамейке», «И белые тени в лесу», «Дети теней» и «Тайник теней». Весь цикл повествует о незаурядной девушке Каролине, с которой связано много тайн. Она анализирует себя, свои мотивы и поступки, хочет понять то, что называется судьбой.
Без преувеличения тетралогию можно назвать остросюжетной психологической прозой с элементами мистики. Книги адресованы ребятам среднего и старшего школьного возраста, но их с удовольствием читают и взрослые. И это не удивительно – Мария Грипе не считала себя детским писателем, а скорее, писателем, который пишет о детях для читателей всех возрастов.
Обращалась писательница и к мифологическим мотивам. В книге «Дети стеклодува» эпиграфами служат цитаты из Старшей и Младшей Эдды, и в самом произведении много отсылок к персонажам скандинавской мифологии. Их, конечно, смогут считать только взрослые. Дети же будут читать страшную сказку, но абсолютно без кровавых ужасов. В целом, это философская притча о взаимоотношениях между близкими людьми.
В нашей стране имя Марии Грипе стало известно в 1970-е годы, когда вышел русский перевод повести «Эльвис Карлссон». К сожалению, до сих пор у нас изданы только две из пяти книг о мальчике Эльвисе, названном в честь легендарного певца.
Книги об Эльвисе вы найдете в нашем фонде и в av3715, «Дети стеклодува» – также в нашем фонде и в av3715. «Навозный жук летает в сумерках» есть в av3715, «Тень на каменной скамейке» – в библиотеке «ЛитРес». Остальные издания можно заказать в обычных библиотеках.
Можно начать читать с любого произведения. Увлекательное чтение вам обеспечено: сложные психологические моменты и нюансы, мистическая и фантастическая атмосфера без «розовой» и слащавой сентиментальности, очень серьезный и даже суровый реализм, но со «светом в конце туннеля», философия и размышления о жизни без банальных моралей и нравоучений.