+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости25 октября – Международный день школьных библиотек

В России и во многих странах мира в четвертый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек. Главная цель проведения этого праздника – привлечь внимание общественности к школьным библиотекам, к проблемам формирования их книжных фондов.

Международный день школьных библиотек – повод вспомнить о людях, преданных Слову и Книге. Сейчас школьные библиотекари – это не только хранители книг и бумажных пособий. Наравне со всеми они владеют цифровыми знаниями, поэтому в тиши современных библиотек можно найти не только бумажные учебники, но также электронные пособия.

Но сегодня мы хотим обратиться к истории этого старейшего типа библиотек в нашей страны через Царскосельский лицей, открытый 19 октября 1811 года в Царском Селе, который был предназначен для обучения детей дворян. Ведь именно он стал первой моделью школьной библиотеки, подробно описанной в печатных источниках. В одной из глав «Постановления о Царскосельском лицее», основного документа, регламентировавшего его деятельность, сообщалось о принципах комплектования фонда лицейской библиотеки: «Библиотека должна быть составлена с особенным рассмотрением из лучших книг, и никакие сочинения, вредные нравам, не должны быть в оную помещаемы». Библиотека лицея начала формироваться еще до появления в его стенах первых воспитанников и этот факт указывает на то, насколько важная роль отводилась библиотеке в образовательном процессе лицеистов.

Примечательно, что в первом штате Царскосельского лицея не было упоминания ни о должности библиотекаря, ни о доплате к жалованию за исполнение обязанностей библиотекаря. И поскольку самостоятельной штатной единицы библиотекаря не предусматривалось, то попечение о библиотеке вверялось трем лицам. Обязанность по комплектованию библиотечного фонда возлагалась на директора. Надзор за повседневной деятельностью библиотеки выполнял надзиратель (в 1817 году эта должность была переименована в инспектора). А всю непосредственную работу по описанию поступающих изданий, их расстановке и выдаче осуществлял один из гувернеров лицея в нагрузку к своим прямым обязанностям. В лицее использовалась университетская модель организации библиотечного дела с наличием единой библиотеки и ответственного лица (библиотекаря), в чьем непосредственном ведении находилось книжное собрание. В гимназиях же того времени директора хранили только списки имевшихся в учебном заведении книг, а сами издания передавались, в соответствии с их тематикой, на ответственное хранение педагогам‑предметникам для подготовки к урокам.

Первый библиотекарь лицея был назначен лишь в год выпуска первого «пушкинского» лицейского курса, то есть в 1817 году.

Сейчас в каждой общеобразовательной школе есть школьная библиотека. А с 2011 года в школы России введена новая должность «педагог-библиотекарь».

 

                                              

25 октября 2021


Up!