+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости25 сентября – 190 лет со дня рождения русского исторического живописца Константина Флавицкого

25 сентября – 190 лет со дня рождения русского исторического живописца Константина Флавицкого

Флавицкий.jpgБез картины «Княжна Тараканова» невозможно представить русскую живопись XIX века. Но как это ни покажется странным, многие знают это картину, но не могут рассказать о ее авторе, а те, кто все же помнят, что ее написал Константин Флавицкий, не могут назвать другие работы этого живописца и ничего не знают о его жизненном пути.  


Исследователи приоткрывают нам завесу тайны, буквально по крупицам собирая сведения о родословной этого художника. Они пришли к выводу, что Флавицкие происходили из духовного сословия, всячески старались выслужить потомственное дворянство, и многим представителям рода это удалось, хотя они и не вышли в большие чины. Настоящей же гордостью и славой рода стал Константин, снискавший всемирную славу своей уже упомянутой картиной «Княжна Тараканова».


 Константин Дмитриевич Флавицкий родился в 1830 году в семье чиновника. Жизненный путь этого человека не был усеян розами. Рано осиротевший, он несколько лет своей жизни провёл в воспитательном доме для бедных детей. Очевидно, у него были способности к рисованию, и это, вероятно, не осталось незамеченным. Так, Флавицкий стал пансионером Общества поощрения художников, затем поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у Фёдора Бруни (1799–1875) – русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля, академика и профессора Императорской Академии художеств. 

Надо сказать, что со времени открытия в Петербурге Академии художеств (в 1757 году) наиболее важным жанром считалась историческая картина. Все ученики академии в своем творчестве обязательно должны были обращаться к древнегреческому эпосу или библейским сказаниям, где и встречались истинные герои – пример подражания для молодого поколения. Искусство классицизма привело в русскую живопись античных героев, хотя и тогда национальная история манила живописцев. Но лишь к середине XIX века картины на тему русской истории постепенно стали вытеснять академические сюжеты из жизни древних греков или римлян. 

Флавицкий окончил академию в 1855 году с большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Шесть лет, с 1856 года, художник провел в Италии, а затем вернулся на родину. Своеобразным живописным отчетом живописца стала большая, полная драматической экспрессии картина «Христианские мученики в Колизее» (1862 год), за которую он получил звание почетного вольного общника Академии художеств. В картине очевидно влияние Карла Брюллова, который он был выдающимся портретистом своего времени. 

Впрочем, первая крупная работа Константина Дмитриевича не имела успеха. Крамской отозвался о ней, как о «трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности». Столь нелестная оценка, может, и задела автора за живое, но Флавицкий не теряет присутствия духа. Он обращается к русской истории XVIII века и начинает работу над другой картиной. Сюжетом картины «Княжна Тараканова» стала драматическая судьба молодой женщины, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшей на русский престол. По легенде, женщина утонула во время наводнения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в Петербурге, куда была заключена по приказу Екатерины II. Холодные и влажные серо-зеленоватые стены ее камеры, потоки воды, заливающие помещение, крыса, взобравшаяся на постель и даже на платье гибнущей женщины, – все трагические детали картины бередят душу и заставляют содрогаться и скорбеть о трагичной судьбе жертвы. Картина была представлена на академической выставке 1864 года (теперь она находится в Третьяковской галерее). За нее живописец получил звание профессора и на него было обращено внимание знатоков искусства и публики как на первоклассного художника. Произведение Константина Флавицкого высоко оценил критик Владимир Стасов, назвавший «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим и глубочайшим творением русской живописи». Более сдержанное суждение принадлежит Ивану Крамскому, который считал эту картину «крупной, а главное, счастливой», исполненной с большим мастерством. В общем решении «Княжны Таракановой» он находил «удивительную умеренность и равновесие во всем, драматизм без ложного пафоса». Известно также, что Александр II распорядился в каталоге академической выставки против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего исторической истины. Примечательно, что в Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого находится авторское повторение популярной картины, поражающей зрителей драматизмом происходящего. 

Но вышло так, что эта не оставившая равнодушных картина подвела итог творчеству живописца. В Италии Константин Флавицкий подхватил чахотку, болезнь постепенно захватила его, и 3 сентября (по другим данным в июне) 1866 года в возрасте 36 лет его жизнь угасла. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище. В 1936 году захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге с установкой нового памятника. 

Крупнейшие исследователи русской живописи XIX века в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских мастеров и изобразительного искусства. Шедевры, созданные отечественными мастерами, без сомнения, обогатили русскую культуру.


24 ноября 2020


Up!