+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости25 января — 85 лет со для рождения Владимира Высоцкого

25 января — 85 лет со для рождения актёра, поэта, певца Владимира Высоцкого (1938–1980)

Среди кумиров прошлого века, по последнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (2018), Владимир Высоцкий занял вторую строчку, уступив только Юрию Гагарину. Впервые о Высоцком услышали только 1% опрошенных, а 92% респондентов нравится его творчество. В первую очередь Владимира Семёновича назвали певцом, а уже потом актёром и поэтом. Наиболее известными песнями стали «Песня о друге», «Скалолазка» и «Кони привередливые», а самая запомнившаяся актёрская роль Высоцкого — в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Владимира Семёновича одинаково любили и интеллигенты, и пролетарии, и диссиденты, и партийные деятели, включая Юрия Андропова. Высоцкого считают своим и те, кому дорого советское прошлое, и те, кто на дух не переносит «совок». Артиста нетрудно преподнести и как «советского», и как «антисоветского» в выгодном для любой из сторон свете. С одной стороны, песенное творчество в печати в лучшем случае замалчивалось, а порой и травилось в прессе, за автором следило КГБ. С другой — у Высоцкого была супруга-иностранка, он свободно ездил за границу, нарушал за рулём своего «мерседеса» правила движения без последствий.

Высоцкий высказывался против советской цензуры (всё-таки затрагивавшей его творчество), железного занавеса (при том что ему самому он не особо мешал); выступал против, по его мнению, низкой оплаты интеллектуального труда в государстве; сетовал, что СССР категорически не хочет перенимать некоторые позитивные опыты западных стран. Вместе с тем артист никогда открыто не поддерживал главных диссидентов, никогда не допускал антисоветских высказываний при зарубежных поездках, полностью избегал за границей встреч с «правыми» антикоммунистическими политиками, не воспользовался возможностью уехать из Союза. Не боялся критиковать советское устройство «за дело», но и не хотел становиться мощным «козырем» в холодной войне, в который он, без сомнения, превратился бы после эмиграции на Запад.

Сам Высоцкий никогда не говорил о себе как о музыканте и певце. Он говорил о «стихах, положенных на ритмическую основу», которые можно исполнять под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента, например под гитару. Шестиструнные гитары во времена Высоцкого были редкостью, поэтому артист всегда играл на семиструнных. Если приходилось пользоваться чужой шестистрункой, то он её перестраивал под семиструнную (без басовой струны). При этом гитару строил на тон или полтона ниже обычного, отчего делался «фирменный» низкий дребезжащий звук, резонирующий с моментально узнаваемым хриплым баритоном. Певец Александр Кальянов, будучи звукорежиссёром в казанском Дворце спорта, рассказывал, что как-то между выходами музыканты ВИА подстроили гитару Высоцкого. Бард удивился и стал перестраивать, а позже сказал, что строй его гитары неслучаен — больше подходит для его исполнения, «чтобы получалась некоторая неправильность, и давала нужный эффект». При этом ещё учительница, занимавшаяся с десятилетним Володей музыкой, отмечала его абсолютный слух.

Журналист Алексей Певчев назвал гитарный строй Высоцкого типичным рок-н-ролльным приёмом, сравнив его с открытым строем Кита Ричардса из The Rolling Stones, хотя и полагая, что артист пришёл к этому интуитивно. «Когда Высоцкого называют первым российским рокером это, в принципе, верно. Он первым стал особое внимание уделять энергетике песни, форме её подачи, концертному драйву. А для этого какой-то особый уникальный дар мелодиста и не нужен. Хотя, безусловно, в нужной степени он им обладал… Практически любое выступление — по духу абсолютно точно соответствует рок-концерту… Любую площадку Высоцкий зажигал и превращал в стадион… У Высоцкого и харизма, и подача песен, да и само восприятие мира во многом рок-н-ролльны. Во всяком случае, русскоязычные рокеры именно так его воспринимают».

Мы по-прежнему привычно считаем его песни чем-то очень местным, слишком своеобразным, чтобы быть понятым и услышанным за пределами нашей гигантской страны. И тем не менее, улицы Владимира Высоцкого и памятники артисту гораздо раньше, чем в Москве, появились в Болгарии, Германии, Польше, Соединённых Штатах. А в самой южной части Америки, на архипелаге Огненная земля — именем Высоцкого названо горное плато.

25 января 2023


Up!